Методическая разработка интегрированного учебного занятия по окружающему миру и информатике по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир» 3 класс Автор: Хамитова И.Н. учитель МОУ СОШ 2 г. Катав - Ивановска
Цели урока: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; познакомить с видами информации; развивать мышление, навыки самостоятельной работы; учить беречь органы чувств. Оборудование: ЭУП «Природа, человек, общество» «Человек – часть природы, организм» Рисунки с изображением органов чувств, «Мир информатики Infor 12», Кирилл и Мифодий», «Как мы воспринимаем окружающий мир», 1 год обучения ЦОР «Детская энциклопедия» «Кирилл и Мифодий» Печатные тетради «Мир вокруг нас», «Информатика» 3 класс (пункты 2, 3 можно заменить презентацией к уроку)
Проверка домашнего задания Что такое системы органов? Приведите примеры.
Какая система управляет деятельностью организма?
Отгадайте кроссворд 1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? 2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой книге? 3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? 4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? 5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?
к уоя хжз органы лок ас з
Органы чувств Глаза – орган зрения Свет воспринимают органы зрения глаза. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
Правила Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии см от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и кончиками пальцев дотянись до виска. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии. Пользуйся чистым носовым платком. Не стесняйся носить очки.
Уши – орган слуха С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем «ушами» – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины.
Строение уха Сами уши ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.
Береги уши Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Нос - орган обоняния Запахи воспринимаются мозгом тоже как серии сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Где эти органы чувств расположены, всем хорошо известно в носу! Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Как сохранить обоняние? Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Язык – орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Ты их не видишь, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они так же, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают ее в серии слабых электрических сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу. Группы клеток, способных воспринимать определенные сигналы, называют рецепторами (от лат recipere получать). Вспомни, ведь по рецепту, который выписал доктор, получают лекарства!
Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое боками, а горькое - корнем.
Кожа- орган осязания. В коже находятся органы осязания рецепторы, которые воспринимают давление, тепло и холод. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Информацию человек получает с помощью органов чувств. Органы чувств – это глаза, уши, нос, язык, кожа.
Виды информации
Какие органы чувств есть у человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы органы чувств оставались здоровыми? С какими видами информации вы сегодня познакомились?
Решение человек принимает, используя информацию разных видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.
Самостоятельная работа Выполни задание в тетради по «Информатике» к параграфу «Человек и информация»
Домашнее задание Прочитать в учебнике «Мир вокруг нас» статью «Органы чувств», выполни задания. Прочитать в учебнике «Информатика» § «Человек и информация»