Получение кислорода, понятие о катализаторах Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле… Аристотель Автор: Голованова Галина Яковлевна, учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»
Нахождение кислорода в природе Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия (Я.Берцелиус) Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия (Я.Берцелиус)
Цель урока Рассмотреть способы получения кислорода Рассмотреть способы получения кислорода Обсудить понятие «катализатор» Обсудить понятие «катализатор» Обсудить значение кислорода в жизни человека Обсудить значение кислорода в жизни человека
Что вы знаете о кислороде? И что вы хотите узнать о нем? Кислород История открытия Способы получения кислорода Физические свойства Нахождение в природе А что такое катализатор? ? Какие ученые работали с кислородом?
О каком ученом идет речь? В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит бронзовая скульптура молодого человека в костюме XVIII века. В правой руке он держит линзу, а в левой – тигель с «ртутной окалиной». Поворот головы, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата опыта…
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь опорным конспектом Какие еще ученые работали с кислородом? Какие еще ученые работали с кислородом? Кто из ученых доказал, что кислород – простое вещество? Кто из ученых доказал, что кислород – простое вещество? Охарактеризуйте кислород – химический элемент. Охарактеризуйте кислород – химический элемент.
Получение кислорода в природе Какую роль выполняют зеленые растения? Рассмотрите аквариумное растение, накрытое стеклянным колоколом. Почему в стеклянном колоколе собирается газ? Какой это газ? Какой химический процесс происходит в зеленом растении? Какие условия для этого необходимы?
Получение кислорода в промышленности На каком свойстве газообразных кислорода и азота основано их разделение? На каком свойстве газообразных кислорода и азота основано их разделение? Каким способом – физическим или химическим – можно разделить смесь кислорода и азота? Каким способом – физическим или химическим – можно разделить смесь кислорода и азота? Температура кипения азота -196ºС Температура кипения кислорода -183ºС Воздух Охлаждение до - 183ºС Жидкий кислород и газообразный азот
Получение кислорода в лаборатории Каким из указанных способов можно собрать кислород в лаборатории? Каким из указанных способов можно собрать кислород в лаборатории?
Получение кислорода в лаборатории Из каких веществ можно получить кислород? Из каких веществ можно получить кислород? 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 2 H 2 O 2 = 2 H 2 O +O 2 2 H 2 O 2 = 2 H 2 O +O 2 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2 2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2 2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2
Старая арабская сказка Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных верблюдов. Перед смертью он объявил сыновьям свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить половину стада верблюдов, среднему я оставляю треть, а младшему – девятую часть стада». Сказал так и умер…
Старая арабская сказка Братья, похоронив отца, стали делить наследство. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. Помог им мудрец, подарив братьям своего верблюда. У них оказалось 18 животных. 18 : 2 = 9, 18 : 3 = 6, 18 : 9 = 2. Но = 17! Верблюд, подаренный ученым, сыграл роль катализатора.
Обсудите механизм действия катализатора 2 Н 2 О 2 (медленное нагревание)= 2 Н 2 О +О 2 2 Н 2 О 2 (медленное нагревание)= 2 Н 2 О +О 2 A + B – медленно A + B – медленно MnO 2 (не разлагается при нагревании) MnO 2 (не разлагается при нагревании) 2 Н 2 О 2 (без нагревания, MnO 2 )= 2 Н 2 О +О 2 2 Н 2 О 2 (без нагревания, MnO 2 )= 2 Н 2 О +О 2 А + К (быстро) = АК(неустойчивое в-во) АК + В (быстро) = АВ + К А + К (быстро) = АК(неустойчивое в-во) АК + В (быстро) = АВ + К
Домашнее задание §59, упражнение 1,2(стр.160), учебник «Химия» Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М. §59, упражнение 1,2(стр.160), учебник «Химия» Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М. Подумайте, какое вещество наиболее целесообразно взять ученикам 8 класса для получения кислорода на уроке. Почему? Подумайте, какое вещество наиболее целесообразно взять ученикам 8 класса для получения кислорода на уроке. Почему? Напишите сказку о приключениях кислорода. Напишите сказку о приключениях кислорода.