Обобщение по теме «Синтаксис» Урок-путешествие
Синтаксис - syntaxis. «построение» (Н.М.Шанский «Краткий этимологический словарь») «составление» (Д.Э.Розенталь «Словарь-справочник лингвистических терминов») «построение, сочетание, порядок» («Русский язык: энциклопедия»)
Карта путешествия
Определение Знаки препинания Схема предложения Виды предложений
Дайте определение: Сказуемое – это…
Дайте определение: Дополнение – это…
Дайте определение: Определение – это…
Дайте определение: Обстоятельство – это..
Дайте определение: Подлежащее – это..
Расскажите о знаках препинания при обращении.
Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?
Когда при однородных членах ставится запятая?
Когда при однородных членах не ставится запятая?
Приведите пример предложения по схеме:
И
И И
Назовите виды предложений по… цели высказывания
Назовите виды предложений по… наличию второстепенных членов
Назовите виды предложений по… наличию главных членов
Назовите виды предложений по… эмоциональной окраске
Назовите виды предложений по… наличию основ
Карта путешествия
Выпишете номера предложений с обращением: 1.Бережно обращайтесь с учебниками! 2.Весна, бесспорно, самое лучшее время года. 3.Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес! 4.Ребята, помогайте зимующим птицам. 5.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? 6.После диктанта соберите тетради. 7.Почему тебе, синица, ни минуты не сидится? 8.Не сердись, я постараюсь исправить ошибки.
Карта путешествия
Найдите синтаксические и пунктуационные ошибки: Охотник направился в лес, и взял с собой собаку. Собака почуял запах зайца. Гончая бросилась вперед, которая шла по следу зайца. Зимнее царство заслужило этого отдыха. Под глубоким снегом спят озера реки пруды.
Составьте предложение. Выпишете словосочетания и разберите их. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение. Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки. Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА. Дополнить полученное предложение однородными членами.
Карта путешествия
Домашнее задание: 1. Составить задание для остальных учащихся, аналогичное предыдущему. 2. Произвести синтаксический разбор полученных предложений. Составить наибольшее количество предложений со словами: брат, друг, школа, стадион, занятие, идти, мой (используя различные формы данных слов) 3. Подготовиться к зачету.
Желаю победы над драконом острова «Синтаксис»!