Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания
ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критический мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах; работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
«Учитель – ученик» «Учитель – группа» «Ученик – ученик» «Ученик- группа учащихся» «Ученик – аудитория» «Группа учащихся – аудитория» «Ученик – компьютер»
«Мозговой штурм»; Дискуссия; Деловая игра; Ролевая игра; Метод «Синквейна» Игры, игровые элементы
Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Поиск путей решения какой либо проблемы.
Включение в работу всех членов группы. Определение уровня знаний и основных интересов участников. Активизация творческого потенциала участников.
Называя идеи, нельзя повторяться. Чем больше список идей, тем лучше. Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы. Идеи не оцениваются и не критикуются.
Определяет направление и тему мозгового штурма. Фиксирует идеи, высказанные участниками. Держится в стороне от дискуссии.
Форма беседы, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой – либо проблеме.
круглый стол; экспертные группы; форум;симпозиум;дебаты; «судебное заседание»; «аквариум»
Решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.
Обучение участников анализу реальных ситуаций. Формирование навыков формирования проблемы. Развитие умения воздействовать с другими участниками. Демонстрация многозначимости решения различных проблем.
Обозначение проблемы. Обозначение проблемы. Побуждение к дискуссии всех участников. Побуждение к дискуссии всех участников. Сбор различных мнений и аргументов. Сбор различных мнений и аргументов. Выделение общих точек зрения и важных пунктов. Выделение общих точек зрения и важных пунктов. Подведение итога групповой дискуссии. Подведение итога групповой дискуссии. Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария. Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.
ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль.
1. М оделирование 2. И нструктаж 3. П одкрепление
Это – формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой ситуации.
Это – вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.
Это – поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.
Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным. Показать, как поведение участников влияет на окружающих. Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи. Побудить к работе, обеспечить обратную связь со стороны членов групп.
1 строка – название темы, 2 строка – определение темы в двух прилагательных, 3 строка – 3 глагола, показывающие действия в рамках темы, 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме, 5 строка – завершение темы, синоним первого слова.
КазанБорынгы,бүгенге Җимерелгән, изелгән, калыккан еллык чал тарихлы, Башкала. (Насыбуллина Э. 10 класс) Университет Чал тарихлы, данлы. Үскән, камилләшкән, танылган. Казанның йөзек кашы булган, Уку йорты. (Яруллина А. 11 класс)
Кроссворды; «Интервью с историческим героем»; «Найди ошибку»; «Аукцион имен» «Отгадай термин, героя и событие» «Три предложения»
Использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.