«Развитие творческих способностей учащихся как основа подготовки конкурентноспособного специалиста» Учитель информатики и ВТ: Тимофеева Е.Р.
Качественные показатели конкурентноспособного специалиста: Компетентность и профессиональная мобильность; Целеустремленность и уверенность в своих силах; Инициативность и самодисциплина; Владение навыками самообразования; Предприимчивость и деловитость; Способность к самоанализу и принятию нестандартных решений; Достоинство и личная ответственность; Способность к риску и защите своих прав и свобод; Эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Творчество – это … «…процесс создания новых ценностей» (В.А. Болотин) «…оригинальность мышления, способность давать ответы и находить решения далеко отклоняющиеся от обычных» (Г.Я. Буш)
Цель моей работы: выработать методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики и во внеурочной деятельности. Задачи: 1.Изучить теоретический и методический материал по данной теме. 2.Наблюдать и изучать познавательные интересы школьников по предмету информатика. 3.Исследовать познавательные процессы учащихся.
Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов (выделяются в зависимости от уровня владения учащегося компьютером)
Первый этап: Учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом присутствует страх. На этом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки работы на компьютере.
Второй этап: Учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером. Учащемуся интересно выполнять какие-либо задания, демонстрируя всем: он что-то умеет. На этом этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть очень много возможностей, еще не изученных ими.
Третий этап: Учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. На этом этапе необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Четвертый этап: Знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям и навыкам на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Приемы: Представление учебного материала в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Приоритет практической деятельности на уроках информатики. 1.Особенным образом формулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность. 3. Создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным. 2. Добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент. Активизация познавательной деятельности и творчества
Обучение учащихся в деятельности (на уроках информатики): …те знания, которые ученики добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь! (Гунеев А.П.) Разрешение проблемной ситуации. Деловая игра. Урок исследование, урок-поиск. Диспуты и дискуссии. «Функции в Excel» «Вирусология в компьютерной технике» «Тесты в среде Turbo Pascal» «Современный менеджер»
«Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентноспособный специалист» (Фрэнсис Бэкон)