Рассуждение- размышление на морально-этическую тему
Цели: создание текстов рассуждений разных видов; выявление основных особенностей текста типа рассуждение- размышление; формирование навыка рецензирования рассуждений; анализ морально-этических проблем, заявленных в текстах
Рассуждение-доказательство 1.Тезис – утверждение, которое нужно доказать. 2. Обоснование тезиса (Почему?): а)аргументы (потому что, так как), б)примеры. 3. Вывод (Что из этого следует? Поэтому, таким образом, итак, следовательно).
Критерии оценивания рассуждения-доказательства Четкость формулировки тезиса Убедительность аргументов Наличие примеров Соответствие выводов заявленному тезису Отсутствие речевых и грамматических ошибок Соблюдение фактической точности
Рассуждение-объяснение 1.Логическое определение понятия (Что это такое?). 2. Перечисление существенных признаков (объяснение явления, раскрытие понятия). 3. Вывод
Критерии оценивания рассуждения-объяснения Логичность определения понятия Перечисление существенных признаков Соответствие содержания текста заявленной теме Отсутствие речевых и грамматических ошибок Соблюдение фактической точности
Рассуждение-размышление Как быть? Что делать? Ответ 1 + Ответ 3 + Ответ 4 __ Ответ 2 __
Языковые средства 1.Вопросительные предложения 2. Противительные союзы: а, но, да (= но), однако, зато, же 3. Вводные слова и слова со значением вывода, следствия: значит, поэтому, следовательно, таким образом Вопросно-ответная форма построения текста Цепь вопросов-раздумий Альтернативные вопросы (или)
Частичный анализ текста типа рассуждение-размышление Этапы анализаПримеры СтильПублицистический Задача Воздействие на сознание людей, формирование определенного отношения к проблеме Основная мысльЯ хочу попросить прощения… Языковые средства 3 – 4, 5 а)вопросно-ответная форма б)вводные словаСкорее всего, может, по-моему, наверное в)предложения с противительными союзами 6, 9, 11 г)слова со значение выводапоэтому
Рассуждение Доказательство Объяснение Размышление Комбинированный