«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ « Ингалинская СОШ»
Противоречия: между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению
Ведущая идея опыта: практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку и литературе. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрыть собственное «я» учащегося овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения
Личная концепция автора: проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения создание ситуации успеха
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Виды речевой деятельности: слушание Устное взаимодейст вие говорение чтение письменное взаимодейст вие письмо коммуникативная компетенция
Виды текстов: художественные научно-популярные публицистические учебные
способствует созданию на уроках развивающей речевой среды благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции
Технология успешной коммуникации (автор Лаундес Лейл)
Технология блочного (модульного) обучения (автор Чошанов М.А.)
позволяет создавать условия интеграция курса русского языка и литературы усиление работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, повышению их творческой активности
жанр, технология блочного обучения, совместная учебно- познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий используются как дидактическая единица обучения
"степень интереса учащихся к предмету" "степень обученности" "уровень коммуникативной компетентности"
Труден ли был текст для понимания? Интересен ли текст? Что понравилось (не понравилось) в содержании текста? Хотели бы вы прочитать ещё что-нибудь по этой теме (подобного содержания)? Какой из прочитанных текстов вам больше всего (меньше всего) понравился?
Сегодня на уроке я узнал(-а), что… Самым трудным для меня было… Раньше я не знал(-а), что….
Главная мысль текста состоит в том, что…. По моему мнению, текст информативен (поучителен), так как … Больше всего мне в тексте понравилось ….
Результативность: повышается положительная мотивация процесса учения формируется устойчивый интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность повышается качество знаний школьников
Актуальность опыта: Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая - стремится к максимальной реализации своих возможностей -открыта для восприятия нового опыта, -способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, -умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения
Спасибо за внимание!