ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Подготовила преподаватель Кузьмина В.В.
Типы проектов: Исследовательские Творческие Информационные Практико-ориентированные Монопроекты Межпредметные.
Человек – существо творческое. Этим даром его наградила природа.
Лишь та информация хорошо усваивается, если она добывается самостоятельно в процессе творческой деятельности.
Система характеристик научного исследования Проблема – что нужно изучить из того, что ранее не было изучено? Тема – как это назвать? Актуальность – почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? Объект – что рассматривается? Предмет – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения? Цель – какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат ещё до его получения? Задачи – что нужно сделать, чтобы цель было достигнута?
Цели и задачи научно-исследовательской работы Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Активное включение учащихся техникума в процесс самообразования и саморазвития. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки. Организация научно-исследовательской деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профессионального становления. Формирование навыков публичного выступления.
Основные направления научно-исследовательской работы –Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами. –Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. –Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы. –Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся. –Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся. –Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях. –Подготовка, организация и проведение научно- практических конференций, турниров, олимпиад. –Редактирование и издание студенческих сборников.
Технологическая карта исследования (В.И.Загвязинский) 1. Подготовительный этап (постановочный) Осознание практических затруднений, предварительное изучение литературы Обоснование темы и проблемы Определение объекта и предмета Формирование целей и задач Установление исходных фактов и теоретических положений Определение потребного результата Прогнозирование будущего Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы Разработка инструментария (анкеты, тесты и др.) Разработка (выбор) носителей нововведения (программ, пособий т.д.) Определение критериев успешности и факторов риска
Технологическая карта исследования (В.И.Загвязинский) 2. Этап исходной диагностики, сбора информации Поиск и изучение опыта по проблеме Изучение теории вопроса Изучение истории вопроса
Технологическая карта исследования (В.И.Загвязинский) 3. Этап моделирования и проектирования Установление принципов моделирования изучаемого объекта Выполнение модели существующего объекта Разработка модели потребного (искомого) состояния объекта (прогноз и проект)
Технологическая карта исследования (В.И.Загвязинский) 4. Этап опытно-экспериментальной работы Пробный эксперимент Преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта) Промежуточное отслеживание результатов Корректировка моделей программ, завершение эксперимента