Тема: « О чем поют лягушки» «Жаба – настоящее благославение для места, где она поселилась» Альфред Брем
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека. 2. Развивающие : активизация познавательной деятельности; развитие умений учащихся сравнивать, делать выводы; развитие у учащихся исследовательских умений. 3. Воспитательные : воспитание любви к животным, бережное отношение к природе.
План: 1.Организационный момент. 2.Многообразие земноводных. 3. Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки». 4. О чем поют лягушки. 5. Размножение и развитие в воде. 6. Значение амфибии. Сказка «Судили- рядили». 7. Игра-тесты на утверждение. 8. Игра в « Чудеса в решете». 9. Заключение. Вопросы от незнакомых друзей.
О чем поют лягушки. Класс Земноводные Отряды: Безногие Бесхвостые Вода Лягушка Суша Жаба–настоящее благословение для места, где она поселилась. Альфред Брем
Лабораторная работа : «Внешнее строение лягушки» Инструкционная карточка Цель работы: рассмотреть внешнее строение лягушки, уметь сравнивать и делать правильные выводы.
Блок А 1: Форма тела: а) тело обтекаемое, сплющенное с боков; б) тело короткое, головка без видимых границ переходит в туловище. 2. Покровы тела: а) кожа голая влажная; б) тело покрыто чешуй и слизью. 3. Органы движения: а) имеются парные и непарные плавники, хвост. б) имеются 2 пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет. 4. Органы дыхания: а) имеются жабры; б) жабры отсутствуют. 5. Органы чувств: а) имеют ноздри, глаза без век; б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками.
Блок Б Ответьте на вопросы: 1. Какие особенности строение лягушки позволяют ей жить в воде?______________________________ ___________________________________ 2. Какие особенности строение лягушки позволяют ей выйти на сушу?______________________________ ___________________________________
Подведение итогов лабораторной работы: 1) Самопроверка по блоку А по ключу, предложенному учителем. Если ответы не сходятся, учащиеся выполняют задание повторно. 2) Выводы в блоке Б обсуждаются вместе с учителем. (В результате обсуждения на доске появляется схема основных черт строения лягушки в воде и на суше)
Вода Размножение в воде Перепонки на лапах Голая слизистая кожа, позволяющая дышать Суша Наличие легких Свободные конечности Лягушка
Игра – тесты на утверждение. Учащимся предлагаются тесты на утверждение. Если ребята согласны с утверждением, надо хлопать в ладоши: если не согласны – качать головой и говорить «Ай-яй-яй.» 1.Земноводные произошли от рыбообразных предков. 2.Лягушки и жабы дышат только легкими. 3.Лягушачий концерт – это пение самки для привлечения самца. 4.Кожа у лягушки покрыта чешуей. 5.Резонаторы имеются только у самцов. 6.Головастик – это личинка земноводных. 7.Жабы – это вредители садов и огородов. 8.В Ульяновской области Земноводных нет. 9.Лягушки занимают две среды обитания–воду и сушу. 10.От прикосновения к жабе появляются бородавки. 11.Все земноводные – хищники.
Игра в дротики «Чудеса в решете» 1. Одна удивительная калимантическая лягушка так и называется «удивительная». А удивительная она тем, что головастики вчетверо больше её самой! И чтобы стать взрослыми, им надо не увеличиваться, а уменьшаться. В четыре раза. 2. Одна австралийская лягушка свои икринки проглатывает. В желудке вынашивает головастиков. А чтобы ненароком не перевернуть ничего не ест. А потом изо рта выпускает уже готовеньких лягушат. 3. В Африке нашли волосатую лягушку. Все тело её покрыто шерстью. На самом деле это её шерсть, а бахромчатые выросты кожи – свадебный наряд лягушки.
Игра в дротики «Чудеса в решете» 4. В лесах Суматры обитают летающие лягушки, лягушки-летчики. У них на лапках такие широкие перепонки, что помогают планировать с дерева на дерево. 5. Лягушка-водонос ухитряется жить даже в раскаленной пустыне. Выползает из норы только в дождь и впитывает – кожей пьет – столько воды, что раздувается как бурдюк и снова закапывается в песок и лежит до нового сезона дождей Чудеса в решете
Домашнее задание – сюрприз. Задание: 1.Какое животное стало известно ученым таким образом? 2.Водятся ли в Ульяновской области червяки и саламандры? 3.Существуют ли на Земле сирены или это сказочные персонажи? Желаю вам успеха!