«...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, это прежде всего мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и к жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. Д.С. Лихачев
Область декоративного искусства - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Резьба по дереву Работа с соломкой
Батик Макраме Вязание Гобелен Пирография Вышивка
Нитяная графика Художественная обработка кожи Вышивка лентами Бисероплетение
Сегодня, из разных источников информации, мы все чаще слышим слова: лоскутное шитье. Что же кроется за этим понятием? На какие группы можно разделить данную технику? Пэчворк Трапунто Квилт Квилтинг Аппликация
Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной. Притча о лоскутном шитье. Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты.
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б ), украшенная узорами из кусочков различной ткани. Дешевые, практичные, красочные ситцы использовались не только в крестьянских, но и городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев - лоскутные одеяла. В 20-м веке во времена кризисов, падения производства и войн, лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Но с семидесятых годов постепенно начинал расти интерес к этому виду художественного творчества. И сейчас лоскутным шитьем занимаются большое количество мастеров. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее - с культурным наследием прошлого.
Инструменты и материалы для работы Специальные инструменты позволяют создавать высококачественные изделия из ткани. Некоторые из них у вас наверняка уже есть; приобретение некоторых дополнительных приспособлений облегчит вам выполнение работы. Иглы для ручного шитья У иглы (швейной иглы среднего размера) короткий твердый стержень и острый кончик. Для сложных нетрадиционных швов с толстыми нитками вы можете использовать вышивальные или другие иглы, Иглы для швейной машины Толщина стержня и тип острия иглы (заостренное или закругленное) зависит от толщины и вида выбранной ткани. Тонкие иглы используются для легких тканей
Булавки Булавки с плоскими головками используются для временного скрепления слоев ткани. Ножницы Очень важно приобрести качественные острые портновские ножницы или зазубренные ножницы для пэчворка. У портновских ножниц длинные лезвия, что позволяет резать ткань большой длины. Вам понадобятся также небольшие ножницы, например вышивальные, для того чтобы отрезать нитки. Дополнительные инструменты Режущее колесико следует использовать аккуратно, только с безопасной линейкой и специальным ковриком для резки. Рамы и пяльцы бывают самых разных форм и размеров и изготавливаются из разных материалов.
Инструменты для разметки ткани В специализированных магазинах вы найдете множество специальных приспособлений для разметки ткани. Однако нет такого маркера, который подошел бы для всех типов тканей, поэтому лучше, чтобы у вас был набор разных маркеров. Шаблоны для квилтинга Возможно, вам понравится работать со специальными шаблонами для квилтинга. Шаблоны используют для переноса узора на ткань, как до сборки слоев изделия (только на верхний слой ткани), так и после нее.
Организация рабочего места Технологический процесс изготовления швейных изделий можно подразделить на три вида работ: машинные, утюжильные и ручные. Машинные работы включают операции, выполняемые на машинах общего и специального назначения и на машинах полуавтоматического действия. Влажно-тепловые работы производят на специальном (утюжильном) оборудовании. К ручным относятся операции по вырезанию (внутрипроцессному), выполнению ручных стежков, обмеливанию и т. п. Рабочим местом для выполнения машинных работ могут быть универсальные промышленные швейные машины, а также бытовые электрические швейные машины.
Цветоведение Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Такую немудреную считалочку мы заучивали в начальной школе, чтобы запомнить расположение цветов радуги. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – повторяли мы на уроке, вспоминая «охотника, которой желает знать...». Соединение цветов
Ахроматические Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок. Основные Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга.
Сложные Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего.
Подготовка ткани Раскрой ткани Прежде чем кроить ткань, отрежьте плотные кромки и разгладьте утюгом складки. Если вы используете режущее колесико, сложите широкую ткань так, чтобы она помещалась на коврике для резки. Колесиком можно разрезать одновременно восемь слоев ткани, однако убедитесь, что его лезвие не затупилось. Проверьте направление нити ткани, прежде чем начать кроить. Нити утка и основы - прямые. Если изделие должно быть жестким, кроите его детали по прямым нитям, в первую очередь это относится к пэчворку. Нить, идущая от диагонали по ширине ткани (под углом около 45°) называется «косой нитью». Детали, скроенные по косой, хорошо тянутся: единожды растянутая, такая деталь не вернется к прежней форме, поэтому будьте осторожны. Это идеальное направление кроя для деталей, которые будут лежать по округлым линиям.
Последовательность выполнения различных техник лоскутной техники 1. Замысел изделия. Аппликация 2. Выбор рисунка. 3. Подготовка ткани-фона и её раскрой. 4. Подборка лоскутов для аппликации. 5. Подготовка выкройки аппликации 6.Раскрой всех деталей аппликации 7. Наколка фрагментов аппликации на фон. 8. Настройка швейной машины 10. Декорирование аппликации и фона. 11. Отпаривание заготовки. 9. Настрачивание деталей на основу зигзагообразной строчкой.
Стачивание полос с помощью основы Диагональные полоски. «Бревенчатая изба». Печворк
Учащимся предлагается выбрать тему для работы. 1.Печворк 2.Аппликация 3.Квилт Образцы работ представлены в приложении