Проблема адаптации учащихся младших классов Кривошапкина Л.А., учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Якутска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Advertisements

Ваш ребенок – пятиклассник! Ваш ребенок – пятиклассник? Беспалова Галина Михайловна, зам.директора по НМР и психолог гимназии.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
: Самооценка школьника Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
Родительское собрание: Самооценка как один из компонентов качеств личности, который помогает преодолеть трудности в обучении, при переходе в среднее звено.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Готовность детей 6-7 лет к школе Подготовила: Гуськова М.А., педагог- психолог МБДОУ детского сада «Золушка»
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Макарова А.А.,Савельева Е.Н.
Готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению Физическое, соматическое и нервно-психическое здоровье. Социальная, личностная.
Готовность к школе Физическая Психологическая Учебная.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Психологическое планирование урока. 1. Развитие внимания использование учителем различных приемов активизации внимания, формирование познавательного интереса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Готовность ребенка к школе Взгляд психолога Педагог-психолог МСОУ СШ 93: Макарова Лариса Николаевна.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Транксрипт:

Проблема адаптации учащихся младших классов Кривошапкина Л.А., учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Якутска

Актуальность проблемы: гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей; здоровье ребенка; формирование, развитие личностного потенциала ученика; гармонизация отношений ребенка с окружающим миром

Адаптация в трех сферах: Академиче ская Лично стная Социа льная

Цели школы в адаптации: 1) Создание благоприятных условий для самореализации ученика 2) Создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы

Периоды адаптации: Начало школьного обучения Переход в среднее звено Переход к профильному обучению Период завершения обучения и выбора будущей профессии Ученик

Компоненты по развитию интереса и желания к ученью: Вера в успех Положитель ные установки Выполнение установленных правил и норм поведения в школе Приучение к режиму дня Любовь и доброжелат ельность Желание учиться Желание учиться

Советы по развитию интереса и желанию к учению: вера в успех ребенка; положительные установки; любовь и доброжелательность; приучение к режиму дня; выполнение установленных правил и норм поведения

Возрастные особенности Учебная деятельность Социальная позиция Нормативность

Параметры психолого- педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов 1. Академическая адаптация 1.1. Наличие и характер учебной мотивации Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника

1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован- ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособност ь и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован- ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособност ь и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован- ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособност ь и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован- ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособност ь и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован- ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособност ь и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

Подходы в адаптации: 1.Деятельностный; 2.Системный; 3.Личностно-ориентированный; 4.Интегрированный; 5.Региональный 1.Деятельностный; 2.Системный; 3.Личностно-ориентированный; 4.Интегрированный; 5.Региональный

Уровни адаптации: Высокий Положительное отношение к школе; Способность к самостоятельной учебной деятельности Собранность; Способность достигать поставленной цели Средний Положительное эмоциональное отношение к школе; способность к учебной деятельности Способность к достижению поставленной цели Низкий Отрицательное отношение к школе; Слабая способность к самостоятельной учебной деятельности Несобранность; Слабая способность к достижению цели

Причины дезадаптации: Природно-биологическиеСоциально-психологические

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников Проявление школьной дезадаптации у младших школьников Форма дезадаптацииПричиныПути их ликвидации Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка Развивать интерес через игру; оказывать поддержку «в зоне ближайшего действия» Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим Неспособность принять темп школьной жизни Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей Развивать волю; применять рисование, конструирование Школьный невроз, «фобия школы» Ребенок не может выйти за пределы семейной общности Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, участвовать в школьных делах родителям

Модель выпускника Выпускник начальной школы Позна ватель ный Комм уника ционн ый Нравс твенн ый Культу рный Физич еский

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ХОРОШИХ, УМНЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ УЧЕНИКОВ