Содержание, формы и средства реализации национально-регионального компонента в начальных классах.
Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной.
Особо важно в достижении целей краеведческого образования – внедрение краеведения в учебные дисциплины. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в учебные дисциплины должно идти в логике основного курса в соответствии с его задачами.
Таблица охвата краеведческим материалом содержания учебных предметов ПредметыКраеведческий материал Математика++++ Русский язык+++++ Литературное чтение+++ Окружающий мир++++ История+++ Изобразительное искусство+++++ Музыка++
Использование краеведческого материала на уроках математики Использование задач с краеведческим содержанием. Подбор числовых данных, наиболее ярко иллюстрирующих особенности жизни края.
Краеведческий материал как средство художественно- творческого развития учащихся Через знакомство с краеведческим материалом на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, осуществляется художественно- творческое развитие учащихся.
На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и композиторов родного края, с музыкальными произведениями, с песнями народов края.
Использование краеведческих материалов на уроках русского языка Подбор не только красивых словосочетаний, предложений, текстов, тематически ориентированных на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае.
Использование краеведческого материала на уроках истории Использование материалов историко- краеведческого музея, археологический материал, показ на карте мест раскопок, демонстрация предметов быта, орудий труда. Рассказы о распространении христианства в крае, давать представления о верованиях и культуре народов. Широко использовать материал о Великой Отечественной войне.
Средства обучения, которые окажут учителям реальную помощь в повышении эффективности изучения краеведческого материала Использование красочных исторических и географических карт, картин, иллюстраций, портретов знаменитых людей края, коллекции предметов материальной культуры, аппликаций, моделей, аудио- и видеозаписей, мультимедийных презентаций.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозапись, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
На сегодняшний день преобладают такие организационные формы учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся; отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения; увеличение объёма практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера; создание на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации; ведение справочников и архивов.