Эта улица мне знакома, Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь. Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Ах, и я эти страны знаю – Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть. (1923) (1923)
Письмо от матери Чего же мне Еще теперь придумать, О чем теперь Еще мне написать? Передо мной На столике угрюмом Лежит письмо, Что мне прислала мать. Она мне пишет: «Если можешь ты, То приезжай, голубчик, К нам на святки, Купи мне шаль, Отцу купи порты, - У нас в дому Большие недостатки. Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился с славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою. … Любимый сын мой, Что с тобой? Ты был так кроток, Так смиренен И говорили все наперебой: Какой счастливый Александр Есенин…(1924)
Ответ Старушка милая, Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую Твою любовь и память. Но только ты Ни капли не поймешь - Чем я живу И чем я в мире занят! Теперь у вас зима. И лунными ночами, Я знаю, ты Помыслишь не одна, Как будто кто Черемуху качает И осыпает снегом у окна. …Я выйду сам, Когда настанет срок, Когда пальнуть придется по планете И, воротясь, Тебе куплю платок, Ну, а отцу Куплю я штуки эти. (1924) (1924)
Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь, Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь. Ты мне пой, ну а я с такою, Вот с такою же песней, как ты, Лишь немного глаза прикрою – Вижу вновь дорогие черты. Ты мне пой. Ведь моя отрада – Что вовек я любил не один И калитку осеннего сада, И опавшие листья рябин. Ты мне пой, ну а я припомню И не буду забывчиво хмур: Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Потому так и сердцу не жестко – Мне за песнею и за вином Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном. (1925) Ты знаешь, что должен вернуться, но какие-то дела не дают тебе сделать это. А стыд терзает сердце. Ты слышишь песни детства и понимаешь, что многое вернуть уже нельзя. Нельзя вернуть детство и юность, можно лишь сохранить воспоминание о них в своем сердце.