П СИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ – КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ ? Психолог Шевелёва Е. В.
Ц ЕЛЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Целью работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (педагогов, психологов и родителей)
В чем причина возможной несогласованности родителей и педагога?
П РИЧИНЫ НЕСОГЛАСОВАННОСТИ недостаток или полное отсутствие знаний у родителей недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей актуализация у родителей собственных проблемных зон односторонность взгляда родителей на ребенка
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке взрослые согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений
С ОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТУ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ Сопротивление – защитные реакции психики от неприятных чувств, воспоминаний, выражающиеся в поведении, речи, эмоциях, мыслях Ф. Пёрлз (основатель гештальт-подхода в психотерапии): «Сопротивление контакту – это то, что нарушает взаимодействие»
«СЛИЯНИЕ» Такие родители ещё зависимы от прежнего «любимого», «привычного» учителя, от его настроения и моделей поведения, склонны к сравнению. В разговоре часто употребляю фразы: «вот мы раньше», «мы делали так-то и так- то». Легко присоединяются к эмоциям как к положительным так и к отрицательным. В отношении с родителями такого типа сопротивления, необходимо поощрять самостоятельные ответы родителей, сопереживать: «Да, я понимаю, что сейчас Вам сложно, но…..». Использовать техники интерактивного общения: круглый стол, обсуждения типа «вопрос-ответ» и т.п.
«ПОГЛОЩЕНИЕ» Родитель с таким типом контакта интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления. Не выбирает, а «проглатывает» все, что ему попадается. Придя домой с «проглоченной» информацией, родитель не предпринимает никаких действий - «А воз и ныне там». Больше делегировать самостоятельности, поручать родителю дела класса, организовывать обратную связь, активно сопровождать процесс дачи рекомендаций и мягко, ненавязчиво но настойчиво отслеживать выполнение
«ПРОЕКЦИЯ» Сложность в принятии точку зрения партнера по общению, понимать других людей. В ситуации образовательного взаимодействия это выражается в стойком негативизме по отношению к новой информации. Необходимо в контакте занимать позицию «понимающего взрослого»: в начале дать возможность родителю «выпустить пар», а после высказать своё мнение и точку зрения
«РЕТРОФЛЕКСИЯ» В образовательном взаимодействии проявляется в «психологическом уходе» от контакта: отсутствие контакта глазами, уход от сути деятельности на собрании и т.п. В этом случае нужно помогать контактировать с другими родителями, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства
Н УЖНО ПОМНИТЬ ! Родители воспринимают родительское собрание двойственно: и как привычный компонент школьной жизни и одновременно как компонент насыщенный эмоциями и воспоминаниями из собственного детского опыта
К ЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ … необходимо тренироваться выстраивать разные отношения с разными родителями занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании
К ЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ … необходимо выбрать такую стратегию в проведении родительских собраний, которая поддержала бы и профессиональный статус самого педагога и позволила решить поставленные задачи. Активизировала бы личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей и педагога.