Методы решения уравнений, содержащих модуль Тема урока:
познакомить с методами решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной; сформировать умение решать данные уравнения; научить выбирать наиболее рациональный метод решения уравнений; закрепить изученный материал. Цели урока:
"Я всегда старался, насколько позволяли мои силы и способности, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обыкновенно отпугивает многих от изучения математики" Джон Непер
I. Фронтальная работа II. Устная работа III. Проверка домашнего задания IV. Изучение нового материала V. Закрепление VI. Домашнее задание VII. Подведение итогов урока План урока:
I. Фронтальная работа Сформулируйте определение модуля. Сформулируйте определение модуля. Сформулируйте геометрическое истолкование модуля. Сформулируйте геометрическое истолкование модуля. Может ли быть отрицательным значение суммы 2 +? Может ли быть отрицательным значение суммы 2 + х ? Может ли равняться нулю значение разности 2 -? Может ли равняться нулю значение разности 2 - х ? Как сравниваются два отрицательных числа? Как сравниваются два отрицательных числа?
Раскройте модуль: при II. Устная работа
8 К сведению учащихся … К сведению учащихся …
Раскройте модуль: III. Проверка домашнего задания
IV. Изучение нового материала
Методы решения уравнений, содержащих модуль 1. Метод интервалов. 2. Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. 3. Метод введения новой переменной. 4. Метод замены уравнения совокупностью систем. 5. Графический метод. 6. Решение уравнений, содержащих модуль под знаком модуля.
Для того, чтобы решить уравнение, содержащее неизвестную под знаком модуля, необходимо освободиться от знака модуля, используя его определение. Для этого следует: 1. Метод интервалов
1. найти значения переменной, при которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль; 2. разбить область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак ;
3. на каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его. Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.
1) Ответ: Решите уравнения:
2) 2) Ответ:
3) 3) Ответ: любое число
2. Возведение в квадрат обеих частей уравнения Решите уравнение: 1) Найдём ОДЗ: Ответ: Возведем в квадрат обе части уравнения:
2) Найдём ОДЗ: Возведем в квадрат обе части уравнения: Ответ:
Иногда уравнение, содержащее переменную под знаком модуля, можно решить довольно просто, используя метод введения новой переменной. Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах: 3. Метод введения новой переменной
Решите уравнение: 1) Уравнение принимает вид: Ответ: Пустьтогда
Решите уравнение: 2) уравнение принимает вид: Ответ: Пустьтогда
Методом замены уравнения совокупностью систем можно решать уравнения вида: Причем данное уравнение можно заменять совокупностью систем двумя способами: 4. Метод замены уравнения совокупностью систем
I способ: II способ:
Если в уравнении функция имеет более простой вид, нежели функция то имеет смысл исходное уравнение заменять первой совокупностью систем, а если более простой вид имеет функция тогда исходное уравнение следует заменять второй совокупностью систем. В частности уравнение при C>0 равносильно совокупности уравнений и т.е. при прирешений не имеет.
1)1)1)1) Ответ: Воспользуемся данным методом при решении следующих уравнений: совокупности двух уравнений:
2)2)2)2)Ответ: Уравнениесовокупности двух уравнений: Первое уравнение совокупности равносильно совокупности двух уравнений: Второе уравнение совокупности решений не имеет, т.к.
Метод основан на геометрической интерпретации понятия абсолютной величины числа, а именно модуль х равен расстоянию от точки С(х) до точки с координатой О на числовой прямой Ох. Используя геометрическую интерпретацию, легко решаются уравнения вида: 5. Графический метод где a, b, c - числа
Решить уравнение вида |x - a|= c – это значит найти все точки на числовой оси Ох, которые отстоят от точки С(а) на расстояние с. При C < 0, уравнение решений не имеет; При C = 0, уравнение имеет один корень; При C > 0, уравнение имеет два корня
Решить уравнение вида |x - a| + |x - b| = c - это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний от неё до точки с координатами а и b р р р равна с. Аналогично интерпретируется решение уравнения вида |x - a|-|x - b|= c.
На числовой оси Ох найдем все точки, для каждой из которых разность расстояния от нее до точки с координатой 1 и расстояния от неё до точки с координатой 3 равна 2. Так как длина отрезка [1;3] равна 2,то ясно, что любая точка с координатой у удовлетворяет данному уравнению, а любая точка с координатой х
Рассмотренный метод можно отнести к графическим методом решения уравнения. Все необходимые построения здесь производились на числовой оси. Рассмотрим теперь метод решения уравнения, в котором будем использовать построения на координатной плоскости. Этим методом, теоретически, можно решать уравнения с модулем любого вида, однако практическая реализация метода иногда бывает довольно сложной.
Суть метода состоит в следующем. Решить уравнение f(х)=q(x) это значит найти все значения х, для которых значение функций y=f(x) и y=q(x) равны, т.е. найти абсциссы всех точек пересечения графиков этих функций. Если же графики не имеют общих точек, то уравнение не имеет корней. Следует, однако, иметь в виду, что точное построение графиков функций практически невозможно, поэтому решение, найденное графическим способом требует проверки подстановкой.
Решите уравнение: 2) Построим графики двух функций и Из чертежа видно, что графики имеют 2 общие точки. Координаты этой точки: (8; 3), другой: (-4; 3).
Следовательно, исходное уравнение имеет два решения:,. Как уже говорилось, при каждом методе значения корней уравнения определяются приблизительно, и только проверка позволит доказать, что найденные значения действительно являются корнями исходного уравнения. При подстановке, в уравнение получаем, соответственно два верных числовых равенства: |-3|=3 и |3|=3. Ответ:
Так как при графическом методе решения зачастую не удается найти точное значение корня, но применение данного метода бывает обосновано, если требуется найти не сами корни, а всего лишь определить их количество.
При решении уравнения, в котором под знаком модуля содержится выражение, также содержащее модуль следует: 1. освободиться от внутренних модулей; 2. в полученных уравнениях раскрыть оставшиеся модули. 6. Решение уравнений, содержащих модуль под знаком модуля
Решите уравнение: Ответ: Уравнениесовокупности двух систем: ЛОЖНО! - система решения не имеет
Решите уравнение: Ответ: Левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно правая часть его должна быть такой же. Значит корней нет. т.е.
Решите самостоятельно двумя способами: V. Закрепление изученного материала
Проверь себя: 1 способ: 1.Н айдем значения переменной, при которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль: 2. Разобьем область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак :
любое число Ответ:
2 способ: Сумма двух неотрицательных выражений неотрицательна, значит левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно и правая часть его должна быть такой же,
Ответ: совокупности двух систем: - система решения не имеет ВЕРНО!
1. Проработать теоретический материал. 2. Практикум «Уравнения с модулем». Решите уравнения с модулем рациональным способом. VI. Домашнее задание
Подведение итогов! Сегодня на уроке я …