Путешествие в Царство математики Цели: ознакомить учащихся с историческим материалом; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации; воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учеников достижению интеллектуального познания мира математики.
I. Вступительное слово учителя М ы будем путешествовать в царство математики. Царство математики – древняя страна. Много занятных историй на её веку. Математики – кто они? О них рассказывают столько небылиц. Теперь послушаем о них.
II этап: Из истории математики Евклид Евклид (III в. до н.э.) – древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.
Евклид и его ученики Там, где с морем сливается Нил, В древнем жарком краю пирамид Математик греческий жил – Многознающий, мудрый Евклид. Геометрию он изучал, Геометрии он обучал. Написал он великий труд, Эту книгу «Начала» зовут. Чтоб попасть к нему в ученики И постигнуть мудрость старика, Морем плыли, шли издалека…
Евклид: Евклид: Что есть точка? – Ведущий: Ведущий: Вопрошал Евклид, Взглядом обводя своих гостей. Архелай: Архелай: Точка – это то, в чем нет частей. Евклид: Евклид: Правильно ответил, молодец! Ну, а в чем же линии секрет? Архелай: Архелай: Есть длина, а ширины в ней нет! Евклид: Евклид: Снова в точку. Я б хотел узнать, Для чего ученым хочешь стать? Ведь дороги к знаньям непросты! Архелай: Архелай: Я богатым стать хочу, как ты! Я слыхал: наука – это клад! Я уверен: ты, Евклид, богат! Ведущий: Ведущий: Две монеты достает мудрец, Их берет растерянный юнец. Евклид: Евклид: - Все, ступай! Ты теперь богаче, чем Евклид. Ведущий Ведущий : А вопросы были нелегки:
Ведущий: Ведущий: Теплый ветер вдруг подул сильней. Пальмы закачал на берегу. Евклид: Евклид: - Кто поделит круг на шесть частей? Архилок: Архилок: - Я смогу! Ведущий: Ведущий: - Осветило солнце светлый лик. Циркуль сжав уверенно в руке, Круг он ловко делит на песке. Евклид: Евклид: - Хорошо! А тебя к науке что манит? Архилок: Архилок: - Знаменитым стать, как ты, хочу. Слышу всюду: «Как умен Евклид!» Значит, славу знание сулит! Ведущий: Ведущий: Взял Евклид заточенный тростник, Пишет на папирусе старик: « Люди! Он умней, чем я, Евклид». Евклид: Евклид: - На, иди! Теперь ты знаменит! Ну, а третий думает о чем?
Ведущий: Ведущий: Что-то чертит. Чем-то увлечен. Евклид: Евклид: Что ты чертишь? Архимед: Архимед: Линии черчу. Теорему доказать хочу, Но другим путем, не как Евклид. Ведущий: Ведущий: Юноша упрямо говорит. Слезы на глазах у старика: Он нашел себе ученика. Евклид: Евклид: Кто же ты? Ведущий: Ведущий: И слышит он в ответ: Архимед: Архимед: Я из Сиракуз. Я – Архимед.
Архимед ( Архимед (около гг. до н.э.). – древнегреческий математик, механик, военный инженер
Закон Архимеда Закон Архимеда (Сиракузы.III в. до нашей эры) Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались: корона! Захотелось Гиерону сделать новую корону. Золота отмерил строго, Взял не мало и не много, - Сколько нужно, в самый раз, Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону ювелир принес корону, И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
Царь Гиерон: Царь Гиерон: Вот корона, Архимед, золотая или нет? Ведущий: Ведущий: И задумался ученый: Как узнать состав короны? И однажды, в ванне моясь. Погрузился он по пояс. На пол вылилась вода: догадался он тогда. И помчался к Гиерону не обут и не одет…
Архимед: Архимед: Эврика! Раскрыл секрет! Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд. На весы кладем корону и теперь, такой же ровно, Ищем слиток золотой. Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу. Гиерон! Смотри сюда – В чаше поднялась вода! Ставлю черточку по краю, А корону вынимаю. В воду золото опустим. В воду золото допустим… Поднялась опять вода. Метку ставлю я. Куда? Ну конечно же, по краю.
Царь Гиерон: Царь Гиерон: Ничего не понимаю. Лишь две черточки я вижу. Эта выше, эта – ниже. Архимед: Архимед: Но какой же вывод главный? Равный вес. Объем – не равный! Понимаешь, Гиерон. Я сейчас открыл закон. Тот закон совсем простой: Тело вытеснит… Царь Гиерон: Царь Гиерон: Постой! Говоришь объем неравный? Мастер мой мошенник явный! За фальшивую корону он ответит по закону! А ты за разгадку получишь дары.
III этап: Великие мудрецы Многое мы узнали из истории Древней Греции. Царство математики увлекательно. Тише, тише! Слышите? Кто-то стучит… (Входит Ломоносов.) Ломоносов: Низкий поклон вам, люди добрые! Не скажете ли, куда это я попал? Я ведь в Москву иду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки потому убёг. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику. Слыхал я еще про такую науку, что непонятно словом зовется – астрогномия. А еще мечта у меня есть: вот выучусь, открою школу, крестьянских детей учить стану. Учиться всем надобно, а то вот живем мы и не ведаем, как природа устроена, откуда свет и тепло берется. Ломоносов: Ломоносов: Да никак вы меня не признали? Михайло я, Ломоносов! (Уходит)
М. В.Ломоносов М. В.Ломоносов – великий русский ученый. Ему принадлежат труды, не только по математике и химии, но и физике, астрономии и прочим наукам.
I. Высказывание М.В. Ломоносова Ключ: 1 АВГЕЗ 2ИКЛМПР 3ТУФХЯ
Карл Гаусс Карл Гаусс ( гг.) – великий немецкий математик. - О! Я – Карл Гаусс! Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи учеником начальной школы. Математика – это точная наука. Под скрип пера о лист бумаги. Заполнив сии листы И вы узнаете мое любимое изречение! Да помогут вам наши начинанья!
АЕИКМТАМТА 2,57,51,59,7- 12,2- 12,6- 9,47,26,41,9 Ответ: -12,22,5-12,67,57,2- 9,46,41,59,71,9 II. Любимое изречение Карла Гаусса 1 задание: Вычислите: 1. 0,5 + 2 = ,4 + (- 5,2) = 2. 4,7 + 2,8 = 7. – 4,3 – 5, 1 = 3. 7,9 - 6,4 = 8. 9,3 + (- 2,1) = (-3,7) = 9. 10,7 – 4,3 = ,8 -3,4 = 10. 5,9 + ( - 4) =
2 задание: Найдите корень уравнения: 1). 2 х = 6,4 6). х + 6,5 = 10,5 2). 3,3х = - 9,9 7). 8,4х = 16,8 3). 6,7 + у = 19,4 8). 4у + 12 = 0 4). 1,1х = - 0,88 9) х = 100 5). – 32 : у = - 0,8 10). – 7х = -1,4 ЦААИКНРУЦА 3, ,80,2212, Ответ: 3,2- 312,7- 0, ,2
3 задание: Вычислите: 1). 4,1 х 3 = 6). 9,3 : 3 = 2).33 х 2,5 = 7). 10 : 2 = 3). 5 х 1,2 = 8). 9 : 0, 9 = 4). 0,5 х 3 = 9). 1,2 : 3 = 5). 8 х 4,2 = 10).4,2 :2 = АЕИКМАТРИФ 12,382,561,533,63,15100,42,1 Ответ: 12,31062,133,682,550,41,53,1
4 задание: Найдите: 1) = 4). 4 2 = 2) = 5) = 3). 3 2 = 6) = АЦРАЦИ ОТВЕТ:
5 задание: Какое целое число заключено между этими числами: 1). 3 и 5 6). 15 и 17 2). – 4 и -2 7). 22 и 24 3). 8,2 и 9,5 8). 102 и 103,8 4). 12 и 14 9). 0,5 и 1,25 5). 13,3 и 14,7 10). 10,9 и 11,095 ? ИАЕИКММАТТ Ответ:
IV. Заключение. Мы познакомились со страницами истории математики, краткой биографией замечательных людей. Давайте подумаем и ответим, можно ли назвать их интеллектуалами? Почему? Что их объединяет? Если заглянуть в толковый словарь, то можем прочитать, что слово «интеллект» - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека. Учения, труды и открытия этих замечательных людей не стареют. Их изучают. Этими открытиями, законами мы до сих пор пользуемся. Мне хочется закончить сегодняшний урок высказыванием А.И Маркушевича: « Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным почти необозримым областям труда и открытий». Всегда развивайте свои умственные способности и используя, полученные знания найдите верный путь в жизни.