Тема урока: «Варианты падежных форм дополнения при переходном глаголе с отрицанием».
Цели урока: Знать: Знать: переходные и непереходные глаголы; переходные и непереходные глаголы; Прямое и косвенное дополнение; Прямое и косвенное дополнение; Варианты падежных форм дополнения при переходном глаголе при отрицании. Варианты падежных форм дополнения при переходном глаголе при отрицании. Понимать: Понимать: Отличия падежных форм дополнения при переходном глаголе при отрицании. Отличия падежных форм дополнения при переходном глаголе при отрицании. Уметь: Уметь: Определять переходные глаголы; Определять переходные глаголы; Находить прямые дополнения; Находить прямые дополнения; Определять падежную форму дополнения; Определять падежную форму дополнения; Различать дополнения в винительном и родительном падеже при переходном глаголе с отрицанием; Различать дополнения в винительном и родительном падеже при переходном глаголе с отрицанием; Находить и исправлять ошибки в выборе падежной формы дополнения: Находить и исправлять ошибки в выборе падежной формы дополнения: Составлять предложения с разными падежными формами дополнения. Составлять предложения с разными падежными формами дополнения.
Актуализация знаний. Какие глаголы называются переходными? Какие глаголы называются переходными? Чем различаются прямые и косвенные дополнения? Чем различаются прямые и косвенные дополнения? Выпишите словосочетания с переходными глаголами: Выпишите словосочетания с переходными глаголами: купил молока, поехали к морю, читал письмо, любовался цветами, подарил цветы, рисовал картину, гордимся тобой. купил молока, поехали к морю, читал письмо, любовался цветами, подарил цветы, рисовал картину, гордимся тобой.
Работа по теме урока. Как правильно: Как правильно: Я не читал этой книги ? Я не читал этой книги ? Или Или Я не читал эту книгу? Я не читал эту книгу?
Обучающий этап. Распределите предложения по группам: 1 – дополнение в винительном падеже при переходном глаголе, 2 – дополнение в родительном падеже при переходном глаголе. Никто не видел такого тяжелого и скверного сна. Никто не видел такого тяжелого и скверного сна. Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг. Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг. Жалею, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор. Жалею, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор. Утро не принесло ясности. Утро не принесло ясности. Никак нельзя было не пожалеть это кроткое провинциальное создание. Никак нельзя было не пожалеть это кроткое провинциальное создание. Не получив ответа, старик идет на станцию. Не получив ответа, старик идет на станцию. Не нагнать тебе бешеной тройки. Не нагнать тебе бешеной тройки. Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его. Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его.
Сверьте свою работу с ключом учителя. Сверьте свою работу с ключом учителя. Исправьте ошибки, если они есть. Исправьте ошибки, если они есть. Сформулируйте принцип употребления формы родительного и винительного падежа дополнения при переходном глаголе с отрицанием (при затруднении обратитесь к учителю). Сформулируйте принцип употребления формы родительного и винительного падежа дополнения при переходном глаголе с отрицанием (при затруднении обратитесь к учителю).
Внимательно рассмотрите записанные предложения. Укажите формы дополнения в родительном и винительном падеже в виде таблицы. Дополнение в родительном падеже. (родительный падеж подчеркивает отрицание). Дополнение в винительном падеже. (ослабляет значение отрицания). 1. Отрицание усиливается ни. 1. Дополнение подчеркивает конкретность объекта. 2. Дополнение употребляется после глаголов восприятия, мысли, желания. 2. Дополнение при двойном отрицании. 3. Дополнение выражено отвлеченным существительным. 3. Дополнение – одушевленное сущ-ное. 4. Дополнение в инфинитивном предложении. 4. Дополнение в побудительном предложении.
Сформулируйте вывод о необходимости знания падежных форм дополнений. Сформулируйте вывод о необходимости знания падежных форм дополнений. (Знание падежных форм дополнений необходимо при составлении предложений, использование формы винительного падежа позволяет избежать неясности, двусмысленности, которая может возникнуть при падежной омонимии). (Знание падежных форм дополнений необходимо при составлении предложений, использование формы винительного падежа позволяет избежать неясности, двусмысленности, которая может возникнуть при падежной омонимии).
Тренировочный этап. Задание: рассмотрите падежные формы дополнения при переходном глаголе с отрицанием. Объясните употребление падежной формы дополнения, опираясь на теоретические знания, полученные на обучающем этапе. Укажите возможность вариантных форм. 1. Басни Крылова дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести. 1. Басни Крылова дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести. 2. Да он властей не признаёт. 2. Да он властей не признаёт. 3. Не делай этого сраму. 3. Не делай этого сраму. 4. Хорошо,бабушка, я уступаю вам Марфеньку, но не трогайте Веру. 4. Хорошо,бабушка, я уступаю вам Марфеньку, но не трогайте Веру. 5. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали её. 5. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали её.
Задание: определите, правильно ли выбрана падежная форма дополнения при глаголе с отрицанием. Задание: определите, правильно ли выбрана падежная форма дополнения при глаголе с отрицанием. найдите предложения, в которых допущена ошибка, исправьте её. (приведены предложения с ошибкой) и запишите правильно. найдите предложения, в которых допущена ошибка, исправьте её. (приведены предложения с ошибкой) и запишите правильно. Не принято соединять сочинительными союзами придаточного предложения с причастным или деепричастным оборотом. Не принято соединять сочинительными союзами придаточного предложения с причастным или деепричастным оборотом. Только отдельные вузы не приняли участие в зимних соревнованиях по бегу. Только отдельные вузы не приняли участие в зимних соревнованиях по бегу. Было бы ошибкой, видя некоторую наивность приёмов неореализма, недооценивать его художественных и общественных достижений, проявившихся в конкретных условиях. Было бы ошибкой, видя некоторую наивность приёмов неореализма, недооценивать его художественных и общественных достижений, проявившихся в конкретных условиях.
Контролирующий этап. Приведите свои примеры (по 3 примера на каждую форму) по изученной теме с кратким объяснением выбора падежной формы дополнения и запишите их в тетрадь. Приведите свои примеры (по 3 примера на каждую форму) по изученной теме с кратким объяснением выбора падежной формы дополнения и запишите их в тетрадь. (Работу проверяет учитель). (Работу проверяет учитель).
Рефлексия. Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на уроке?(не очень важны, важны, очень важны) Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на уроке?(не очень важны, важны, очень важны) Как вы оцениваете полученные сегодня знания?(неосознанные, осознанные, глубокие) Как вы оцениваете полученные сегодня знания?(неосознанные, осознанные, глубокие) Как вы оцениваете свою деятельность?(удовлетворительно, хорошо, отлично). Как вы оцениваете свою деятельность?(удовлетворительно, хорошо, отлично). С каким настроением вы уходите с урока? С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание. Выучить материал параграфа 81. Выучить материал параграфа 81. Упражнение 99. Упражнение 99.