Высказывания великих людей 1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций 2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер. 3. Любознательность создает ученых и поэтов. А.Франс. 4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ. 5. Познание начинается с удивления. Аристотель.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
План урока: 1. Предмет и основные понятия генетики 2. У истоков генетики 3. Цитологические основы моногибридного скрещивания 4. Отработка практических навыков решения задач
Основные понятия Наследственность- способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению Изменчивость - способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ материальная функциональная преемственность преемственность (сходство родителей и потомков (сходство инстинктов в поведении роди- по морфологическим, биологич, телей и потомков) анатомич. признаков)
ГенотипФенотип Сумма всех генов организма, то есть совокупность всех наследственных задатков. Совокупность внутренних и внешних признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды.
Самостоятельная работа по вопросам: 1. Кто считается основоположником генетики? 2. Перечислите основные особенности работы Г.Менделя? 3. В каком году была открыта закономерность наследования признаков в потомстве гибридов?
Основоположник генетики Грегор Мендель (1822 – 1884)
Цитологические основы моногибридного скрещивания
Гомозиготный Гетерозиготный А а А А аа 12 3
I Закон Менделя: При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.
II Закон Менделя: При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу
Р × F1F1
II закон Менделя Р × F1F1
Отработка практических навыков решения задач Задача 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Решение: Р: Аа (пол) х Аа (пол) G:G: F1: АА : Аа : Аа : аа пол : пол : пол : глад ОТВЕТ: 75% - полос. ; 25% - глад. А аАа
Задача 2. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей. Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: кружочек – женщины, квадрат – мужчины. Решение: Р: Аа Аа G:G: F1: АА : Аа : Аа : аа кар : кар : кар : гол ОТВЕТ: 1 : 2 : 1 – по генотипу 3 : 1 – по фенотипу Ааа А
Закрепление - Что такое генетика? - Что изучает генетика? -Кто является основоположником генетики? - Как звучит I закон Менделя? - В чем суть II закона Менделя?
1. Укажите под какими цифрами указаны гомозиготные генотипы 1. Аа 2. СС 3. Вв 4. вв 5. Сс 6. ММ 2; 4; 6
Подведение итогов урока: 1. С какой темой урока мы сегодня познакомились?
Высказывания великих людей 1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций 2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер. 3. Любознательность создает ученых и поэтов. А.Франс. 4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ. 5. Познание начинается с удивления. Аристотель.
Домашнее задание: П , вопросы в конце параграфов
Спасибо за работу на уроке! Желаю удачи!