Сложные предложения (Подготовка к ГИА. Блок «В»)
Игра «Кто быстрей»? А. Сотников догнал его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков). Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн). В. На поле, где ровно посреди стояло расщеплённое грозой дерево, тихо опускался вечер. Г. Снега уже нет, и улица, казалось, открылась из края в край. Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой). Ответ: А. Г. Д.
Группы ССП по значению и союзам а) ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли в) ССП с противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, же.
1.Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву. (соединительный, одно явление следует за другим). 2. Задание было лёгкое, зато времени мало. (противительный, одно явление противопоставляется другому). 3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого. (Однако – противительный союз) 4. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. ( То – то – разделительный союз, чередование явлений). 5. Было темно, но я всё – таки видел и деревья, и воду, и людей. ( Но – противительный союз, значение противопоставления). 6. Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по – настоящему. (Союз и –соединительный, одновременность явлений).
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова однако. 1.Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин). 2.Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было. 3.Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все фантастические выдумки. (И.Акимушкин). 4. Е. Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы.
Это только потом, через годы, я стал понимать, Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети. Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать, Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете. С. Островой. «Мать».
Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1) В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5) 2) Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3) 3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1)
Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1) Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4) 2) Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый. (8) 3)Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. (4)
Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях. 1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2) 2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3). 3.Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2) 4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2) 5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).