Цели: обобщить знание по теме «Односоставные предложения»; научить уместно и осмысленно использовать односоставные предложения в речи; воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку. Существование языкового факта односоставных предложений Понимание конструкции при использовании её другими людьми Использование в собственной речи Цель в схеме:
Задачи: проанализировать функцию односоставных предложений (ОП); проанализировать строение и структурные признаки ОП; формировать умение находить данные конструкции, указывать их, отличать от других конструкций; учить умению заменять ОП синонимичными конструкциями; учитывать стиль и тип речи при употреблении ОП; правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав которого входит ОП.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С.Лихачёв. «Как говорить?» - Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?
Односоставные предложения Определённо- личные Глагол в форме 1-го и 2-го лица ед.и мн.ч. изъявитель- ного и повелительно- го наклонения Предложения лаконичны, динамичны, позволяют избежать назойливого повторения местоимений я, мы, ты, вы.
Неопределённо - личные Глагол в форме 3-го лица мн.ч. в настоящем и будущем времени, глагол в форме прошедшего времени мн.ч. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо, поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.
безличные 1)безличным глаголом; 2)личным глаголом в значении безличного; 3)возвратным глаголом; 4)инфинитивом; 5)словом состояния; 6)неизменяемой глагольной формой нет Состояние природы и окружающей среды, человека, неизбежность чего-либо, отсутствие кого или чего-либо
назывные Подлежа- щее (утверж- дается наличие предметов или явления) Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу вводят читателя в обстановку действия.
Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы. Определите главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Запишите номер ОП и его тип. 1)Ед..м бором, чёрными лесами. 2)Вот гора, песчаный спуск в долину. 3)Вечере..т. 4) На горе над нами Лес щетин..т новую вершину. 5)И темным-темно в той новой чаще, Где опять скрыва..тся дорога. 6)И враждебен мой ямщик молчащий. 7)И надежда в сердце лишь на бога. И.А.Бунин. «Едем бором, чёрными лесами»
«Затеси» - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни.
Мелодия. Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?! Предел. Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье. (В.П.Астафьев.)
ПримерТип пред- ложения Главные членыВид сказуемого Способ выражения сказуемого Подлежа- щее сказуемое Ночь.Односос- тавное назывное +--- Тишина.Односос- тавное назывное +--- Иду по лунной дорожке. Односос- тавное о/л -+Простое глагольное Глагол в форме 1 л. ед.ч. наст вр. Мне хочется петь. Односос- тавное б/л -+Составное глагольное Вспомогат. глагол + инфинитив
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев. Июнь, 1882 Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвёт башню от гонимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар! Жаргонизм
Тест 1.Найдите среди данных предложений односоставное. А. Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. Г. Тротуары заливают асфальтом. 2.Определите тип предложения Ночь как год. А. Односоставное. Б. Двусоставное. 3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные – это… А. Предложения, в которых окончания сказуемых – глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) Б. Односоставные предложения. В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. Найдите безличное предложение А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Т. Газеты приносят утром. 5.0пределите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом. А. Двусоставное Б. Определенно-личное В. Безличное Г. Неопределенно-личное Б.Какая схема соответствует предложению Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. А. Двусост., и двусост. Б. Двусост., и опред.-личное. В. Безличное, и двусоставное.