МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» Федяева Марина Александровна, учитель начальных классов 2012 г.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи ( ). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Проект Проект (от лат. брошенный вперед) 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого- либо документа. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», С
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проект - это разовая деятельность, которая: имеет конечную цель и промежуточные задачи; производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен; состоит из последовательности взаимосвязанных работ; имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания; использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих. Проект- это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки.
работа учащихся для достижения решения проблемы, оформления в виде конечного результата работа учителя, разработанная по какой-либо теме учебного курса, изучаемого в школе
педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности;. система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
1.Наличие социально – значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование самого продукта, определение вида продукта и формы презентации) 3.Исследовательская работа учащихся (поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена) 4.Результат работы над проектом – продукт 5.Представление продукта заказчику или представителям общественности (презентация продукта)
даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности (КМД) Технология эвристического обучения Метод проектов Вероятностное образование (А. Лобок) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) «Школа диалога культур - «ШДК» (В.С. Библер) Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили) Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин) Дизайн-педагогика
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
презентация (представление результатов рефлексия реализация плана планирование целеполагание проблематизация
1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников. 2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака). 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя. 5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах под контролем учителя. 6. Подготовка к защите. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция…
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.
классификация по комплексности и характеру контактов по признаку «предметно-содержательная область» монопроектмежпредметный проводится в рамках одного предмета, выбираются наиболее сложные разделы или темы выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта
1. По характеру контактов проекты бывают внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные и международные. 2. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. 3. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). 4.По использованию нескольких видов – смешанные. 5.По объему информации –мини – проекты.
Выбор формы – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Возможные выходы проектной деятельности: Web – сайт, анализ данных социалогического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес – план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, действующая фирма, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в…, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник, сравнительно – сопоставительный анализ, статья, сценарий, учебное пособие, чертеж, экскурсия и др.
1.Значимость и актуальность выдвинутых проблем. 2.Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. 3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4. Коллективный характер принимаемых решений. 5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. 6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. 7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. 8. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. 9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Проектировочные Исследовательские Информационные Кооперативные Коммуникативные Экспериментальные Рефлексивные Презентационные Проект это метод обучения. Проект (проектирование) это содержание обучения. Проект это форма организации учебного процесса. Проект это особая философия образования.
1 класс Окружающий мир
4 класс Технология
2 класс Технология
2 класс Технология + Окружающий мир
1.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, Полат Е.С. Метод проектов. – М., Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Скифия, Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»\ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: 2009.