«Свобода в жизни человека» урок обществознания 11 класс «Свобода в жизни человека» урок обществознания 11 класс Автор: Казанцева Ирина Егоровна учитель истории и обществознания МБОУ «Майминская СОШ 3 им.В.Ф.Хохолкова»
Vita sine libertate, nihil! Жизнь без свободы – ничто! латинское изречение
План урока Определение понятия «свобода» Философский спор о содержании свободы Возможна ли абсолютная свобода? Содержание понятия свобода на различных исторических этапах Общество и свобода.
МыслителиБожийпромысел Бог дал свободу Необходимость в виде объективныхзаконов Абсолютноепредопределение Мартин Лютер Мартин ЛютерСвобода выбора между добром и злом «Свобода есть осознаннаянеобходимость» Гегель Гегель
Абсолютная свобода- ничем не ограниченный выбор Абсолютносвободнымчеловекбыть не может Абсолютносвободнымчеловекбыть Индивидабсолютносвободен в своей внутренней внутреннейжизниИндивидабсолютносвободен в своей внутренней внутреннейжизни Человек не может бытьсвободенотобществаЧеловек бытьсвободенотобщества Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО Общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь.
РАБЫ – СВОБОДНЫ? Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.
ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного сословия в другое.
ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО человек становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.» И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.
ХХ ВЕК – НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм… На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство. Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех.
Подведем итог
Проверим тест 1) 3 2) 3 3) 1 4) 1 5) 2 6)2 7) 2 8) 3 9) 1-а 2-в 3-б
Дома Параграф 12, вопросы и задания, Индивидуально: эссе по заданию 2.