Образование действительных причастий настоящего времени Мазурова Л.И. учитель МОУ «СОШ 8» г. Ступино учитель МОУ «СОШ 8» г. Ступино
Цель: научить правильно писать действительные причастия настоящего времени Задачи: Научить использовать алгоритм образования действительных причастий. Научить правильно выбирать суффиксы причастий.
Придумайте действительные причастия наст.вр., используя картинки
Суффиксы действительных причастий -ущ- (-ющ-) ИЛИ -ащ- (-ящ-)
Какой суффикс выбрать? Пиш … ий ? Дыш … ий ? Рису … ий ? Пил … ий ? АЩ УЩ ЯЩ ЮЩ УЩ АЩ ЮЩ ЯЩ Рису ий Пиш ий Дыш ий Пил ий
Сначала образуем от инфинитива глагол 3 лица мн.числа Инфинитив 3лицо мн. ч писать – 1 спр. пишут рисовать рисуют дышать 2 спр. дышат пилить пилят
Теперь образуем причастия Пиш УТ – пиш УЩ ий РисуЮТ - рисуЮЩий ПилЯТ - пилЯЩий ДышАТ - дышАЩий ДержАТ – держАЩий СмотрЯТ - смотрЯЩий
Запомним: гласная в суффиксе причастия такая же, как в окончании глагола Пишут пишущий Рисуют рисующий Дышат дышащий Пилят пилящий
Рассуждаем при образовании причастий: Колоть – кол т – кол щий Греть – гре т – гре щий Пылить - пыл т - пыл щий Ставить – став т - став щий Срывать – срыва т – срыва щий Готовить – готов т - готов щий
кол щий гре щий пыл щий став щий срыва щий готов щий став т пыл т гре т кол т Проверяем Ю Ю Я Я Ю Ю Я Я готов т срыва т Ю Я Ю Я
Проверяем: Пруд, слабо освещающийся лучами заходящего солнца; ярко цветущие на воде лилии, пестреющие на берегу цветы; поверхность пруда, отражающая огромные деревья; на мостике, выступающем в воду; красотой, очаровывающей ее; пруда, зарастающего водорослями; художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту
Список использованных материалов: Курс русского языка Л.В. Балашова, изд. «Лицей», Саратов, 2005 г. Русский язык Практика 7 класс Бабайцева В.В. «Просвещение» Москва 2002 г. Русский язык 7 класс Тесты Саратов, 2004г