Тема : Соединения щелочноземельных металлов Ц е л ь у р о к а : - на основе знаний общих свойств металлов и их соединений ( оксидов и гидроксидов ), охарактеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов ; обобщать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, логически рассуждать. Эпиграф к уроку Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу
I игровая пятиминутка. Определите металл 1. тот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд. 2. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства. 3. Морская соль имеет горький вкус из - за наличия в ней катионов данного металла. 4. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях.
1. Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий. 2. В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата. 3. Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. 4. Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк - это его карбонат. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях.
Продолжите высказывание 1. Кальций отличается по физическим свойствам от щелочных металлов а ) цветом б ) плотностью в ) твёрдостью г ) температурой плавления 2. С кальцием реагирует а ) CI 2, P, Si б ) C, CI 2,S в ) O 2, H 2, Fe 3. Водород можно получить при взаимодействии кальция с а ) HCI б ) CO2 в ) H 2 O г ) NaOH д ) H 2 SO4 4. У кальция электроны распределены по энергетическим уровням а ) 2,8.8,3 б ) 2,8,8,1 в ) 2,8,8,2 5. Кальций проявляет свойства а ) окислительные б ) восстановительные в ) окислительные и восстановительные
Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 + H 2 O Ca(OH) 2 + H 2 SO 4 = CaSO4 + 2H 2 O Ca(OH) 2 + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + CaSO 4 Ca(OH) 2 – гашёная известь
CaO + H 2 O = Ca( OH)2 CaO + CO 2 = CaCO 3 CaO + H 2 SO4 = CaSO 4 + H 2 O CaO – негашёная известь
CaCO 3 - карбонат кальция - одно из самых распространенных на Земле соединений. Известны такие содержащие его минералы, как мрамор, мел, известняк. Самый важный из этих минералов - известняк, без которого не обходится ни одно строительство, во - вторых, это сырьё для получения других материалов : цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и т. д. В нашей области большие залежи известняка и мела. Поэтому в Белгородской области много заводов по производству цемента и производственного мела.
МРАМОР ( от греч. marmaros блестящий камень ), кристаллическая зернистая метаморфическая карбонатная порода, продукт перекристаллизации известняка, реже – доломита. Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита между собой порода хорошо полируется. В технике и строительстве мрамором называют любую карбонатную породу, удовлетворительно поддающуюся полировке, – известняк, доломит или мрамор. Метаморфизм чистого известняка приводит к образованию мрамора, поскольку единственное возможное изменение кальцита при высоких давлениях и температурах – его перекристаллизация. Окраска мрамора обычно светлая, однако присутствие даже долей процента примесей – силикатов, оксидов железа и графита – приводит к окрашиванию породы в разные цвета и оттенки, включая желтый, коричневый, красный, зеленый и даже черный ; бывают и пестрые, разноцветные мраморы.
Известняки ИЗВЕСТНЯК, осадочная горная порода, состоящая главным образом из кальцита, редко из арагонита ; часто с примесью доломита, глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Используется в металлургии ( флюсы ), строительстве, химической промышленности и др
MgCO 3- карбонат магния, необходим в производстве цемента, стекла, кирпича, а так же в металлургии для перевода пустой породы, т. е. не содержащей соединения металла, в шлак. CaSO 4 - сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса CaSO 4* 2H 2 O, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс 2CaSO 4 - алебастр.
MgSO 4 - сульфат магния, известный под названием горькая, или английская, соль, используемый в медицине в качестве слабительного средства. Содержится в морской воде и придает ей горький вкус Ca 3 (PO 4 ) 2 - фосфат кальция, входит в состав фосфоритов ( горная порода ) и апатитов ( минерал ), а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержатся более 1 кг кальция в виде соединения Ca 3 (PO 4 ) 2.
Образование жемчужины ЖЕМЧУГ, шарообразной или неправильной формы образование, развивающееся в теле некоторых моллюсков. Состоит преимущественно из перламутра, откладывающегося концентрическими слоями вокруг инородных частиц ( паразит, песчинка и т. д.), попадающих между створками раковины и тканями моллюска. Добывают жемчуг главным образом из жемчужниц.
Происхождение жемчуга Жемчуг - драгоценный минерал. Своим происхождением он обязан жемчугоносным моллюскам, поскольку жемчуг - продукт их жизнедеятельности. Жемчуг образуется в раковине моллюска, причем для зарождения этого камешка, моллюску обязательно должна быть причинена боль или неудобство. В раковину внедряется чужеродное тело - песчинка, кусочек раковины или минерала, или живой паразит. Сопротивляясь вторжению, моллюск выделяет особое вещество - перламутр. Перламутр состоит из арагонита и кальцита. Слой за слоем перламутр обволакивает " оккупанта ". Перламутровая защита постепенно становится все больше, и через несколько лет жемчужина будет готова.
Кодированный диктант 1. Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1) 2. Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0) 3. Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1) 4. Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1) 5. Карбонат бария – основная часть минералов : мела, мрамора, известняка.(0) Учащиеся проводят взаимопроверку работ.
Рефлексия ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - У меня вызвало затруднение на уроке Мне удалось Я узнал ( а ), что....
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п.12 ( учебник О. С. Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва 2005 ) Задача 13 стр.56 ( учебник О. С. Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва 2005 )