Я лечу над городами… Автор: Учитель истории и обществознания МОУ ЭМЛи 29 Замараева Татьяна Павловна, Г.Ижевск
Гардарики- страна городов
Алгоритм работы с картой 1.Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); 2.Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); 3.Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства- соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Задание Внимательно рассмотрите предложенные вам карты 1 и 2. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
Новгород (основан в 859 году)
Река
Москва (основана в 1147 году)
Река
Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город (обратите внимание на то, как расположены улицы города) (карты с 1 по 3)?
Детинец – начало города
Новгородский Кремль
А.Васнецов «Московский Кремль при Д.Донском»
Выделите особенности формы старых русских городов (карты 3 и 4). Москва Новгород
Стихийная кольцевая застройка
Задание Сравните расположение улиц в Москве и в Петербурге : в чем различие(карты 3 и 5)? С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
Санкт-Петербург (основан в 1703 году)
Регулярная (заранее спланированная) застройка
Задание Подумайте, с какими проблемами, связанными с перемещением по городу, могут сегодня сталкиваться жители городов, построенных по типу Москвы и Новгорода? Можете ли вы предложить способ решения подобных проблем?
Задание Вспомните, что нового вы узнали на уроке Создайте свой город (выберите для него место, определите способ застройки, расположение улиц); Укажите на плане города детинец (при его наличии); Придумайте название для города.
Спасибо за урок!