Школьный сленг Мельникова Полина 7 Б класс 2008 Учитель Чернышов Н. И.
Понятие сленга Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Для чего нужен сленг? Делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сравните: «Разрешите вас пригласить на танец» и «Пойдём поплющимся». Служит опознавательным знаком, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Пример: «Там сегодня тусовка» ( «собрание воров» - родилось в уголовной среде).
Когда появился школьный сленг? Отголоски школьного сленга отмечены ещё в Петровские времена (конец XVII – первая четверть XVIII веков): свистульки – розги для школяров. Настоящий сленг появился, когда в школу в начале XIX века пришли дети разночинцев. Это были церковно-приходские школы, бурсы, семинарии. Вот сленговое выражение тех времён, зафиксированное Н. В. Гоголем в повести «Вий», - попробовать крупного гороху, т. е. быть наказанным (провинившихся семинаристов ставили в угол голыми коленями на горох).
Современный школьный сленг Забей – забудь. Погоняло, кликуха – прозвище. Музон – музыка. Заколебал – надоел. Сваливать – уходить. Стопудово – точно. Симпотный – красивый. Стрёмный – плохой. Немного из того, что употребляют ребята нашей школы.
Откуда появляются сленговые слова? Из литературного языка: клёвый – хороший; отстой – плохо; фиолетово – всё равно; тормоз – медленно соображающий. Из иностранных языков: фазер (от англ. Father) – отец; крезанутый (от англ. craze)- сумасшедший. Из технических терминов: мобила (от мобильный) – телефон; сидюшник – компакт-диск (CD-ROM); проги – программы; клава – клавиатура. Из жаргона наркоманов: косяк – сигарета; нюхач – токсикоман; колёса – таблетки; Из воровской лексики: шмон – проверка; крыша – защита.
Поразмышляем 1. Хорошо это или плохо, что есть школьный сленг? 2. Можно ли его запретить, отменить? 3. Правомерно ли говорить об изменчивости сленга? 4. Надо ли относиться к сленгу как к чему-то тому, что только засоряет русский язык? 5. Есть достоинства у сленга? 6. Можно ли говорить о сленге как о неотъемлемой части нашей речи?
Мнения наших сверстников Сленг загрязняет нашу речь. Нам не нужен особый язык, который бы отличал нас от взрослых. Сленг нужен нам, чтобы общаться на своём языке и отличаться от взрослых. На сленге легче и быстрее высказать свою мысль. Если все будут говорить на правильном литературном языке, то будет скучно. Школьный сленг нужен нам для разнообразия. Можно и нужно употреблять нелитературную лексику, но только в соответствующей речевой ситуации, чтоб увлечение сленгом не перешло в безвкусицу, дурной тон.