Использование диагностических методик учителем – дефектологом в подготовительной коррекционной группе Ермишкина Татьяна Владимировна учитель – дефектолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида 32 «Страна чудес» г. Зеленогорск 2008 г.
Личнос тная готовность - достаточный уровень развития мотивационной, коммуникативной, регулятивной сферы. Интеллектуа льная готовность – достаточный запас знаний, усвоенный в системе, достаточный уровень развития психических процессов, позволяющий применять и использовать полученные знания. Реч евая готовность - сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматической правильности и монологической речи. Эмоционально-вол евая готовность- умение ставить цель, планировать деятельность, принимать решение, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Готовность руки к письму - сформированность графомоторных навыков. Физичес кая готовность - положительное состояние здоровья, достаточное физическое развитие.
диагностические задачи выявление качественных особенностей психического развития ребёнка выявление «уровня обученности» определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения
методологические приемы сравнение а нализ прогнозирование оценка ко нтроль методы обзорно-аналитический математико-статистический скрининговый наблюдение беседа тестирование эксперимент опрос
исследование внимания методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера) методика Векслера методика «Счёт по Крепелину» таблицы Шульте
исследование восприятия таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов «Зашумленные» изображения «Почтовый ящик» доски Сегена разных вариантов сложности кубики Кооса набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»
исследование мышления таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей методика «Выделение существенных признаков» методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии» набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)
исследование памяти таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания методика А.Н. Леонтьева текст для воспроизведения Лев Толстой ЛЕВ И МЫШЬ Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь бывает и от мыши добро».
Исследование мотивационной готовности 1. Ты хочешь учиться? 2. Почему (хочешь, не хочешь)? 3. Где ты хочешь учиться? 4. Когда ты пойдешь в школу? 5. Как ты готовишься к школе? Расскажи. 6. Кто тебя будет учить? 7. Чему тебя научит учительница? 8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником? 9. Кто тебе будет помогать в учебе дома? 10. Кому ты будешь помогать в школе? 11. Ты любишь, когда тебя хвалят? 12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником? 13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили? 14. Как ты хочешь учиться? 15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.
исследование работоспособности модификация методики Озерецкова исследование готовности руки к письму «Доберись до цели» «Кто спрятался от лисы?» «Волшебный карандаш» исследование зрительно- моторных координаций Можно использовать гештальт-тест Л.Бендера, или попросить ребенка скопировать короткую фразу, написанную не по русски письменными буквами
Диагностическое обследование Первый этап (сентябрь). Цель - выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Второй этап (две недели января). Цель - выявить особенностей динамики развития каждого ребенка. Третий этап (две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.