Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
Лингвистическая разминка Предложение сложное предложение союзное сложное предложение сложносочиненное предложение сложноподчиненное предложение
Повторение 1. Язык – первое орудие труда, первая машина, которая помогает человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. ( А. Генис ) 2. Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. ( Э. Ростан, французский поэт и драматург ) 3. Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. ( Эразм Роттердамский, нидерландский писатель, философ, сочинения по филологии « Язык, или об употреблении слова на благо или во вред »)
Задания : Какая общая мысль объединяет эти высказывания о языке ? Обратите внимание на толкование слов « посредник », « поработить ». ( Посредник – лицо ( а также организация, государство ), при участии которого ведутся переговоры между сторонами, содействие соглашению, сделка между сторонами. Поработить – обратить в рабство, полностью подчинить себе.) Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений ( воспользуйтесь алгоритмом рассуждения ) Объясните постановку тире в 1,3 предложениях. Назовите правило, которым определяется написание выделенных гласных в первом высказывании
Синтаксическая модель СПП с придаточным времени Когда ? С каких пор ? На сколько времени ? когда тогда пока до тех пор, как только и др..
Подсказка Придаточное времени обозначает …….., в течение которого происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения. Придаточное времени отвечает на вопросы …….. Придаточные времени относятся к …..( Я пришел, когда стемнело ). В главной части СПП с придаточным времени могут употребляться …… ( Я пришел только тогда, когда стемнело ). Придаточные времени могу находиться …. главной частью, …… и …..(1. Книга учит, даже когда вы этого не ждете. 2. Когда наступил вечер, Иван вышел на улицу.).
Лингвистическая задача ( сопоставление придаточных предложений ). Задание : запишите предложения, расставьте знаки препинания ; определите вид придаточных, средства их связи с главным. 1. Мы не знали, когда закончится этот переполох. 2. Ребята встретились в то день и час, когда договаривались. 3. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Какие придаточные могут присоединяться к главному при помощи союзов // союзных слов КОГДА ?
Вывод : Одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос.
Подготовка к итоговой аттестации 1. Определите СПП с придаточным времени 1.Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 2.Пушкин пишет, что Татьяна « в семье своей родной казалась девочкой чужой ». 3.Катер (1) который приближался к берегу (2) был замечен пограничниками. 4.Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность.
Подготовка к итоговой аттестации 2. Укажите номер предложения, в котором придаточная часть находится внутри главной. 3. Укажите предложение с однородными членами. 4. В предложении 3 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинён - ного предложения.
Ответы 1 – 1 2 – – 1,2
Итог урока Что сегодня повторили на уроке ? Что узнали ?