I. Загрязнение атмосферы токсичными соединениями опасно не только для здоровья животных и человека, оно грозит разрушением и произведениям искусства. Например, темнеет поверхность картин, написанных масляными красками, белым пигментом в которых служат свинцовые белила.
Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца (II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца (II) – соединения черного цвета.
Со временем картины темнеют и теряют цвет.
Как вернуть картинам старых мастеров их первоначальный вид?
Решением проблемы возвращения краскам старых мастеров первоначального вида занимаются профессионалы – реставраторы, которые хорошо знают химию. Но можно попробовать решить эту проблему и нам.
В основе старения краски лежат химические свойства свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца Pb 3 (OH) 2 (CO 3 ) 2. Под действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращались в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели: Pb 3 (OH) 2 (CO 3 ) 2 + 3H 2 S = 3PbS + 4H 2 O + 2CO 2 чёрный осадок
Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины становится совсем другим. Знание окислительно- восстановительных реакций позволяет нам решить эту проблему. Обычный пероксид водорода позволяет перевести сульфид свинца черного цвета в сульфат свинца белого цвета: PbS + 4H 2 O 2 = PbSO 4 + 4H 2 O
Поскольку свинцовые белила со временем темнеют под действием сернистых соединений, например сероводорода, возникла необходимость найти такой пигмент который бы был лишен этого недостатка. С 1850 года был налажен выпуск цинковых белил (ZnO), а с 1920 года был налажен промышленный выпуск титановых белил (TiO 2 ), которые в присутствии сернистых соединений не темнеют и цветовая гамма картин не изменяется. При взаимодействии оксида цинка с сероводородом образуется сульфид цинка, осадок, который имеет белый цвет: ZnO + H 2 S = ZnS + H 2 O белый осадок