Татьяна Николаевна Толстая (род.1951г.) Рассказ «Поэт и Муза» МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова Т.А. Родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии – писатель Алексей Николаевич Толстой, бабушка – поэтесса Крандиевская- Толстая
Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. Работала в Москве в издательстве «Наука». Первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983 году.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – литературное направление, сформировавшееся в середине ХХ века. Особенности постмодернизма: - Осмысление мира как текста. - Осознание фрагментарности бытия. - Текст строится на аллюзиях и реминисценциях. - Проблемы человеческой индивидуальности рассматриваются через познание внутреннего мира - человека.
Рассказ «Поэт и МУЗА» Повествование о том, как обычная женщина Нина завоевала непризнанного, «дикого» поэта Гришуню, как трудно ей было «приручить» поэта, как горько было его потерять…
Ирония – основной авторский прием в раскрытии образа персонажа. «К тридцати пяти годам после длительного периода невеселых проб и ошибок… она ясно поняла, что ей нужно: нужно безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами… с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями…»
Вопросы для анализа текста: - Стала ли Нина музой для Гриши или она сама себе казалась Музой? - Как Нина добивается осуществления своей мечты? - Почему Гришуня подчинился Нине? - Какая роль отведена Лизавете? - Почему Гришуня не вернулся во флигель? - Какая идея «успокоила» Нину после смерти Гришуни?
Больной гриппом дворник Гриша «похитил Нинино заждавшееся сердце». «Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату…» -Какова композиция рассказа? -Какой момент в развитии сюжета можно считать кульминационным? - Объясните смысл финальных эпизодов.
Письменная работа по фрагменту 1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент? 2. Назовите литературное направление, к которому принадлежит творчество Т.Толстой. 3. К какому жанру можно отнести это произведение?
4. Как называется вид комического, основанный на иносказательном значении слов и словосочетаний и содержащий насмешку над персонажем? 5. Укажите вид изобразительно – выразительных средств, использованных в данном фрагменте. 6.Какие типы речи представлены здесь? 7. Выпишите сочетания противоречивых понятий, создающие комический эффект.
Домашнее задание Прочитайте рассказ Т.Н.Толстой «Факир», ответьте на вопросы: 1. Объясните, почему рассказ так называется. Как семантика этого слова соотносится с образом Филина? 2. Хорошо или плохо, что рушится мечта главной героини Гали? Благодарю за работу на уроке!