Духовно – нравственное развитие школьников: стратегия, тактика. Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место Д.С.Лихачев Клюбина Ирина Борисовна классный руководитель 9С класса МОУ «Школа 22» Владивосток 2010 – 2011 учебный год
Ресурсы
Цель образования: воспитание НравственногоОтветственногоИнициативного Компетентного гражданина России.
Основные направления развития личности:. личностная культура; социальная культура семейная культура.
Духовность - приоритет ориентации человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных ценностей. Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни. Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; Нравственность - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Базовые понятия
Духовно-нравственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него. Базовые понятия
Программа «Формирование ценностных ориентаций у подростков». На 2008 – 2012 год Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Программа «Формирование ценностных ориентаций у подростков». На 2008 – 2012 год Задача: Формирование ценностных ориентаций у подростков как процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
Этапы реализации Программы I этап – подготовительный (2008/2009 гг.) Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Этапы реализации Программы II этап – практический (2009/2011гг.) Апробация и использование личностно- ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого- педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию
Этапы реализации Программы III этап – обобщающий (2011/2012гг.) Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Результаты деятельности. «Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, … свой дом, свою школу, … свой город, свою страну, свою культуру и язык». Д.Лихачев
Результаты деятельности Воспитание искусством. Отзыв. Учениками руководит собственная выгода. Они забывают о нравственных ценностях, которые есть в обществе. Страшная картина представлена зрителю. Издевательства, оскорбления, насилие… Печален финал пьесы: трагична судьба учительницы, «нет будущего у выпускников». И. Можаровский, ученик 8С класса
Встреча с творческим коллективом Театра молодежи. Размещение отзывов о спектакле «Город вурдалака» на сайте театра.
Ожидаемые результаты 1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. 2.Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Ожидаемые результаты 3.Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко- культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 4.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Ожидаемые результаты 5.Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды. 6.Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Диагностика
Направления диагностики: Изучение индивидуальных особенностей личности Формы диагностики. Изучение межличностных отношений Анкетирование Беседы Наблюдение Тестирование
. Сколько времени в обычный день до или после школы вы тратите на… Ниско лько Менее часа 1-2 часа 3 – 5 часов Более 5 часов 1 Просмотр телепередач5%65%25%5%0 2 Работу с компьютером (игры не считать) 10%65%25%00 3 Компьютерные игры5%15%45%30%5% 4 Общение с друзьями5%30%55%10%0 5 Занятие спортом65%15% 5%0 6 Чтение книг для удовольствия 15%60%25%00 7 Подготовка домашних заданий по всем предметам 035%65%00