Электронное приложение к уроку литературы в 6 гуманитарном классе «Национально- патриотический пафос героической баллады «Робин Гуд и золотая стрела»» Учитель: Дёмина И. В
Цели мероприятия: 1. Закрепить понятие «народная баллада». 2. Выявить жанровые особенности баллады «Робин Гуд и золотая стрела». 3. Научить проводить самостоятельное исследование текста. 4. Пробудить интерес к истории и культуре английского народа.
Мы отправляемся в виртуальное путешествие. Перед нами старинный замок Ноттингема.
По преданию, здесь проходил суд над Робином Гудом.
СУД
Протокол Свидетельство того, что Робин Гуд разбойник. Свидетельство того, что Робин Гуд благородный герой. Вывод:
В латинской «Истории Великобритании» 1521 года Джона Мэра встречаются указания, что Робин Гуд и его славный помощник Маленький Джон жили во времена Ричарда Львиное Сердце. По утверждению историка, Робин Гуд стоял во главе сотни вольных стрелков, которые были совершенно недосягаемы для поисков государя. Разбойники грабили только богатых, сирых и слабых защищали, не причиняли никакого зла женщинам. Воспевались подвиги Робин Гуда по всей стране.
РОБИН ГУД И ЗОЛОТАЯ СТРЕЛА Шериф без сна проводит ночь, А днем не правит суд. Ему покоя не дает Разбойник Робин Гуд. Вот в город Лондон, к королю Отправился шериф, И целый час держал он речь, Колено преклонив. "Тот не шериф, - сказал король, - Кто упускает власть. He нападенья надо ждать, А первому напасть. Найди приманку похитрей, Захлопни западню, А там вези врага ко мне, Я сам его казню". Шериф вернулся в Ноттингем И думал по пути, Как Робин Гуда заманить И счеты с ним свести. И вот послушные гонцы Летят во весь опор. К шерифу доблестных стрелков Зовут они на спор. Кто в цель вернее попадет, Сам стоя за чертой, Тому достанется стрела С головкой золотой. Едва услышал Робин Гуд Крылатую молву, Велел он каждому стрелку Проверить тетиву. Но тут сказал один стрелок По имени Давид: "Пусть лучше будет наш отряд В лесу надежно скрыт.
Не зря шериф зовет на спор, Он нам расставил сеть, И кто запутается в ней, В петле тому висеть". "Тут пахнет трусостью, стрелок, - Ответил Робин Гуд, - Идем на славную игру, Потешим добрый люд". Тогда сказал Малютка Джон: "Ну что же, в добрый час! Но хорошо бы сделать так, Чтоб не узнали нас. Давайте сбросим свой наряд, Лесной зеленый цвет. Пусть будет каждый наш стрелок По-своему одет. Вот желтый плащ, вот белый плащ, Вот синие плащи. Перемешаемся с толпой, Попробуй отыщи!" Из леса вышли удальцы, И каждый был готов Хоть умереть, но победить Шерифовых стрелков. А в шумный город Ноттингем Вошли по одному, Чтоб раньше времени себя Не выдать никому. Шериф напрасно на толпу Глядел из-под руки: Не попадались на глаза Мятежные стрелки. Народ тихонько говорил, Что Робина всегда, Едва он выпустит стрелу, Узнаешь без труда. Шериф в затылке почесал, Он был сердит и зол: "Как ни отважен Робин Гуд, А, видно, не пришел".
И этой речью уязвлен, Подумал Робин Гуд: "Узнаешь скоро ты, шериф, Что я сегодня тут". Был славный лучник - желтый плащ, Хорош и голубой, Но красный плащ их превзошел Искусною стрельбой. Был в красном зоркий Робин Гуд, Испытанный стрелок. Куда шутя он попадал, Никто попасть не мог. Стрелой он прутик расщепил, Сам стоя за чертой. Он честно выиграл стрелу С головкой золотой. Пока сбегался весь народ Смотреть на молодца, Тихонько выбрались стрелки Из тесного кольца. Потом, сойдясь в глухом лесу, Они присели в тень, И тут рассказы начались Про этот славный день. "Люблю, - воскликнул Робин Гуд, - Нелегкие дела! Вот только плохо, что шериф Не знает, где стрела". "Ну что ж, - сказал Малютка Джон, - Я верный дал совет. Хотите, дам еще один, Покуда лучших нет?" Ответил Робин: "Говори, Я знаю, ты умен. У нас таким умом, как ты, Никто не наделен". Заговорил Малютка Джон: "Пошлем-ка мы письмо, Но не с гонцом оно пойдет, А полетит само".
"Но как, скажи, послать письмо Мы можем без гонца?" "Имей терпенье, Робин Гуд, Дослушай до конца. Письмо к стреле я привяжу, Пущу стрелу в полет. Пускай оно к шерифу в дом, Как с неба, упадет". Был в страшной ярости шериф От дерзкого письма, И сам потом дивился он, Что не сошел с ума. Перевод Игн. Ивановского
Анализ баллады. 1.Сюжет:______________________________________________ 2.Главный герой:_______________________________________ 3.Идея (основная мысль):_______________________________ 4.Как повествователь относится к главному герою?_________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ 5. Средства художественной выразительности:______________ _______________________________________ _____________________ _________________________________________________________________________
Посмотрите внимательно на строки: Был славный лучник - желтый плащ, Хорош и голубой, Но красный плащ их превзошел Искусною стрельбой. Как это понять? Повествователь называет плащ (часть одежды) вместо человека? Вспомним, как называется этот прием? синекдоха – прием, когда название части выступает в значении целого.
«Епископский дуб»
Подведение итогов урока Я наблюдал Я узнал Я рассуждал
Домашнее задание. Нарисовать портрет Робин Гуда, пояснить рисунок, почему именно таким вы его себе представляете или составить словесный портрет главного героя с вашими комментариями.