Тема урока: "История возникновения и экономико- географическое положение городов Чувашии"
Цели урока: 1. Познакомить с историей возникновения городов Чувашии, провести классификацию городов по их генетическим типам. 2. Дать оценку экономико-географического положения городов республики. 3. Сравнить города по удаленности от республиканского центра, сформировать понятие" "дальний пригород", "ближний пригород", "периферийная зона". 4. Оценить транспортно-географическое положение городов. 5. Дать понятие "республиканский центр", "районный центр", "межрайонный центр", "города не имеющие районообразующих функций". 6. Продолжить формировать умения: - работать с географическим текстом и картами различного содержания, - заполнение контурных карт, - составление диаграмм, - построение графиков и схем.
Классификация городов Чувашии по времени возникновения: 1. Города старые, возникшие как города- крепости на Волге и Суре; 2. Города, выросшие из волжских сел- пристаней; 3. Города относительно молодые, выросшие из железнодорожных станций на линии Москва - Казань. 4. Город молодой, спутник, выросший практически на пустом месте во второй половине XX века.
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра- зующие функции Транспортно- географическое положение Чебоксары 1469 год Старый, Город- крепость на Волге и Суре - Республи- канский центр 1. на водной магистрали – Волга 2. в узле межобластных автомобильных дорог 3. на железно- дорожной ветке 4. в узле внутрирес- публиканских автомобильных дорог
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра- зующие функции Транспортно- географическое положение Новоче- боксарск 1965 Город молодой, спутник, выросший практически на «пустом месте во второй половине ХХ» Зона часовой доставки «ближний пригородный» Агломириро- ванный город без функций районных центров 1. на водной магистрали - Волга 2. на межобластной автомагистрали (Чебоксары - Йошкар-Ола) 3. на транспортной железнодорожной ветке.
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообраз ующие функции Транспортно- географическое положение Канаш 1925 Город молодой, выросший из железнодорожн ой станции на линии Москва- Казань Зона двухчасовой доставки Межрайонный центр 1. в узле железнодорожных магистралей (на Москву, Казань, Чебоксары, Пензу) 2. на межобластной автомагистрали (Чебоксары - Ульяновск) 3. в узле внутриреспу- бликанских автомобильных дорог
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра зующие функции Транспортно- географическое положение Алатырь 1555 Старый город Крепость на р.Суре «периферия»Районный центр 1. на железнодорожной магистрали (Пенза - Казань) 2. в узле внутрире- спубликанских автомобильных дорог 3. на водной транспортной артерии (Сура)
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра зующие функции Транспортно- географическое положение Шумерля 1937 Город молодой, выросший из железнодорожн ой станции на линии Москва- Казань «дальний пригород» Межрайонный центр 1. на железнодорожной магистрали (Москва - Казань) 2. в узле внутриреспубликанск их автомобильных дорог 3. на водной артерии (Сура)
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра зующие функции Транспортно- географическое положение Козловка 1897 Город, выросший из волжских сел - пристаней «дальний пригород» Районный центр 1. на водной магистрали - Волга 2. на внутриреспубли- канской автомобильной магистрали
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра зующие функции Транспортно- географическое положение Мариинский Посад 1856 Город, выросший из волжских сел - пристаней «ближний пригород» Агломириро- ванный город с функций районного центра 1. на водной магистрали притоках Волги 2. на внутриобластной автомагистрали
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообра зующие функции Транспортно- географическое положение Ядрин 1590 Старый город крепость на р.Суре «дальний пригород» Районный центр дальнего пригорода 1. на внутриобластной автомагистрали 2. на реке Суре - водной транспортной артерии
Название города Генетический тип Удаленность от республикан- ского центра Районообр азующие функции Транспортно- географическое положение Цивильск1589 Старый город - крепость «ближний пригород» Агломири- рованный город с функций районного центра 1.в узле межобластных автомагистралей (Чебоксары - Казань, Чебоксары - Ульяновск) 2.в узле внутриреспубликански х автомобильных дорог 3.на водной артерии(р.Цивильск - приток Волги)
Транспортно-географическое положение городов Чувашии: 1. города, расположенные на железнодорожной ветке, 2. города, расположенные на железнодорожной магистрали, 3. города, расположенные в узле железных дорог, 4. города, расположенные на межобластной автомагистрали, 5. города, расположенные на внутриреспубликанской автомагистрали, 6. города, расположенные в узле межобластных автомобильных дорог, 7. города, расположенные в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог, 8. города, расположенные на водной магистрали (Волга), 9. города, расположенные на водной транспортной артерии (Сура).
План реферата (домашнее задание): 1. Физико- и экономико-географическое положение. 2. История возникновения. 3. Характеристика основных функций. 4. Население города: людность и ее динамика, половозрастная структура, национальный состав. 5. Архитектура, культурно-исторические памятники. 6. Знаменитые люди.