Уездный город в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал,… Н.В. Гоголь)
Что это за город, где он расположен ? Комедия даёт своеобразную художественную модель города, в котором нашли отражение все явления, характерные для России 30-ых годов 19 века. Город из «Ревизора» находится в центре России, но далеко от столицы: отсюда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
«Что это за скверный город…» - так отзывается о своём городе городничий «…возле того забора навалено на сорок телег всякого сору». «Только поставь где-нибудь какой- нибудь памятник или просто забор – чёрт знает откудова нанесут всякой дряни». «Пусть каждый возьмёт в руки по метле! И вымели бы всю улицу…» «…квартальный Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту»
Что это за скверный город «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела… А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась» (Из распоряжений городничего).
Городничий торопится на встречу с Хлестаковым.
Может, этот город- фантазия Н.В. Гоголя? Почитаем свидетельства современников писателя о Николаевской России
Городское хозяйство. Ревизор, приехавший в Пензу неожиданно вечером, велел себя везти на набережную. «На какую набережную?»- спросил извозчик. «Как на какую? Разве у вас их много? Ведь одна только и есть, »- ответил ревизор. «Да никакой нет!»-воскликнул извозчик. Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на неё истрачено несколько десятков тысяч рублей, а её и не начинали.
Немощёные улицы Саратова в летнее время покрыты на четверть пылью, а весной и осенью жидкой грязью на пол- аршина… Ф. Алексеев «Вид дворцовой площади»
Присутственные места Не было в помещениях присутственных мест чистоты и порядка… на столах канцелярии вместо чернильниц и песочниц стояли помадные банки. Чиновники и канцелярские служители, случалось, сидели вместо стульев на круглых поленьях. С другой стороны, между делами и за ними помещались полуштофы с приличною закускою.
Нравы чиновников Казанский полицмейстер Поль истязал людей совершенно невинных. Этой участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чиновники. Взятки брали деньгами и продуктами, брали через жён, секретарей и других подставных лиц. Проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками. Если он был беден, то и тогда приносил полотенце, чашку мёду, большой пряник, а иногда и просто хлеб.