Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна
ПЛАН 1. Закономерности развития детей раннего возраста при нормальном развитии. 2. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. 3.Характеристика детей с отклонениями в речевом развитии. 4.Коррекция речевых отклонений.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности.
Закономерности психического развития детей раннего возраста: Овладение прямохождением; Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность; Появляются первые слова, а за словами – фраза, ребёнок овладевает языковой системой; Появляется ориентир на свойства и качество предметов; Развитие познавательной активности; Формирование ведущей руки; Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ; Совершенствуется наглядно-действенное мышление; Формируются все компоненты мыслительно-интеллектуальной деятельности; Формируется навык опрятности; Появляется коммуникативно-направленная речь; Мышление становится речевым, а речь осмысленной.
Отклонения речевого развития ребенка раннего возраста с сохранным слухом – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах речевой системы, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.
Для детей с отклонении в речевом развитии характерно: Овладение ходьбой запаздывает (первые шаги на втором году жизни) ; Быстро устаёт; Наблюдаются яктации; Страдает общая и мелкая моторика; Замедленное жевание и проглатывание (элементы пассивного отказа от пищи), быстро устает при жевании твердой пищи; Предпочтение пищи, характерной для младшего возраста (перетертые, однородные массы, отказ от твердой пищи); Выраженная дискоординация движений мышц языка, губ и мышц, удерживающих нижнюю челюсть (рот приоткрыт); Нет понимания обращённой речи; Нет интереса к сотрудничеству со взрослым; Не реагируют на похвалу или порицание взрослого; Игровые действия не сопровождаются речью; Отсутствуют мимические проявления; Не подражают меняющемуся тону взрослого; Активный словарь состоит из двусложных лепетных «слов».
Методы исправления речевых отклонений Развитие взаимодействия взрослого и ребенка. Развитие эмоциональных реакций; Развитие мышечного тонуса; Развитие общих движений и действий с предметами; Развитие моторики кистей и пальцев рук; Нормализация дыхания; Развитие зрительного и слухового внимания Развитие артикуляционной моторики; Развитие понимания речи и предпосылок активной речи;
Библиография 1. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) : Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. - M., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, СЮ. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005, 144 с. 4. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987