Из опыта работы Кокоревич Р. Н., воспитателя МОУ прогимназии 4 г. Новочеркасска В работе использованы методические рекомендации доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой. Приложение 1
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н.Поддьяков
формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет; человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства; преобразование предметов.
«Песок и вода» «Звук» «Магниты» «Бумага» «Свет» «Стекло и пластмасса» «Резина»
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.
безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо; предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы.
ПоказателиНачало годаСередина годаКонец года Продуктивность (общее количество заданных вопросов ) Количество вопросов высокого уровня Количество прямых вопросов Количество абсурдных вопросов Гибкость – изменение стратегии постановки вопросов 12%23%32%