Из опыта работы учителей начальных классов общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы 1 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
« Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира ». « Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира ». Эрика Ландау (« Одаренность требует мужества »), израильский психотерапевт Эрика Ландау (« Одаренность требует мужества »), израильский психотерапевт
« Развитие человека - есть развитие его способностей » С. Л. Рубинштейн « Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека » А. М. Матюшкин
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления ; имеют доминирующую активную познавательную потребность ; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте ). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки ( подростковый образ ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( чаще встречаются в старшем школьном возрасте ).
В ОУ на первой ступени обучается 160 учащихся 9 классов – комплектов : 1 классов классов -2 3 классов -2 4 классов Из 9 учителей начальных классов имеют 1 квалификационную категорию – 5 человек, высшую - 1 человек, вторую - 3 человека
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки таких достижений ) в том или ином виде деятельности. Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно состоит, нестандартно. Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
На уроках – индивидуальная дифференцированная работа В урочной деятельности Кружковая работа по предмету Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей Участие х кл. в школьной конференции « День науки » с защитой учебных проектов Участие в олимпиадах разного уровня Участие в творческих конкурсах разного уровня Во внеурочной деятельности
Цель Задачи Выявление одаренных Создание условий для оптимального развития одаренных Развитие целостной картины мира Развитие творческого критического и абстрактно - логического мышления, способности к решению проблем Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе Развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной « Я - концепции »
Ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся Ориентация на потребности ребенка. Максимальное расширение круга интересов Доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью Усложнение содержания учебной деятельности
Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности Профессионально грамотным Интеллигентным, нравственным и эрудированным Владеть современными педагогическими технологиями Иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным Умелым организатором учебно - воспитательного процесса, психологом Учитель должен быть Учитель должен быть : Обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся Стимулировать познавательные способности учащихся Принимать взвешенные психолого - педагогические решения Анализировать свою учебно - воспитательную деятельность и всего класса Отбирать и готовит материал для коллективных творческих дел Учитель должен уметь :
1.Подготовительный 2008 г. 1.Основной (практический) гг. 1.Обобщающий 2011 г. Выявление одаренных школьников. Составление диагностических карт Разработка нормативных документов, рабочих программ по работе с одаренными школьниками. Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление Активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня Анализ достигнутых результатов Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы с одаренными школьниками
МероприятиеСрокиИсполнители 1Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление ШМО 2Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей. ЕжегодноШМО начальной школы, психолог 3Создание клуба одаренных детей начальной школы2009г.ШМО начальной школы 4Совершенствование деятельности научного общества учащихся2008 гРуководители секций, учителя- предметники 5Создание и обновление нормативной и методической базы.2008 г.Администрация ОУ, руководители МО 6Организация проектной и исследовательской деятельности.ежегодноУчителя-предметники, руководители МО, руководители секций 7Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру». ежегодноРуководители МО, учителя- предметники 8Участие школьников заочных и очных научных конференциях разного уровня ежегодноРуководители МО, учителя- предметники 9Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах ежегодноРуководители МО, учителя- предметники 10Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников ежегодноПсихолог, учителя-предметники 11Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения Выявление учащихся в 1-4,кл., составление диагностической карты Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми Проведения занятий с детьми Отработка форм, методов, приёмов работы создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми гг.Психолог школы, учителя – предметники руководители научных секций
Блок по развитию кругозора - Русский язык - Математика Блок по развитию интеллектуальных способностей - тренинги по развитию мышления памяти, внимания Блок по развитию аффективной сферы, способствующий развитию творческого потенциала личности ребенка - психогимнастика, игры, этюды
лексика и фразеология состав слова и словообразование речевое творчество Русский язык мир чисел в мире задач Математи ка
1 - математика и техника 2 - гуманитарная сфера 3 - художественная деятельность 4 - физкультура и спорт 5 -коммуникативные интересы 6 - природа и естествознание 7 - домашние обязанности
Формы работы с учащимися как классный руководитель как учитель – предметник
Формы работы как классный руководитель Анкетирование родителей Опрос детей Встреча с преподавателями ДШИ, музыкальной школы и тренерами спортивных секций Экскурсии Экран достижений
Результаты деятельности школьников во внеурочное время Уровень достижений Количество грамот Школьный5 Муниципальный12 Окружной4 Всероссийский9 Всероссийский и Международный 1 За 4 года работы получили грамоты, дипломы, медали
Формы работы как учитель – предметник 1. Решение нестандартных задач на уроках и во внеурочное время. 2. Индивидуальная и дифференцированная работа. 3. Деловая игра, «мозговой штурм.» 4. Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру». 5. Участие в школьных, окружных, Всероссийских олимпиадах.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.