Участники проекта Руководитель детского сада Руководитель детского сада Педагог-психолог Педагог-психолог Патронажная медсестра Патронажная медсестра Старший воспитатель Старший воспитатель Воспитатели Воспитатели Дети Дети Родители Родители
Цель: поддержка в детском саду психолого- педагогической среды, которая способствует успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. поддержка в детском саду психолого- педагогической среды, которая способствует успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Задачи - осуществить теоретическую подготовку педагогов по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в детском саду в период адаптации и дальнейшей работе; - осуществить теоретическую подготовку педагогов по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в детском саду в период адаптации и дальнейшей работе; - разработать рекомендации по созданию развивающей среды в группах раннего возраста; - разработать рекомендации по созданию развивающей среды в группах раннего возраста; - обеспечить сопровождение воспитательно- образовательного процесса в группах раннего возраста через практические занятия, семинары – практикумы; - обеспечить сопровождение воспитательно- образовательного процесса в группах раннего возраста через практические занятия, семинары – практикумы; - организовать психологическое просвещение родителей через организацию и реализацию клуба «Молодая семья». - организовать психологическое просвещение родителей через организацию и реализацию клуба «Молодая семья».
Актуальность Решить проблему адаптации можно только при условии сотрудничества родителей, детей и педагогов. При этом педагоги – помощники родителей. Для успешной адаптации ребенка необходимо создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде и людях, находящихся там. Решить проблему адаптации можно только при условии сотрудничества родителей, детей и педагогов. При этом педагоги – помощники родителей. Для успешной адаптации ребенка необходимо создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде и людях, находящихся там.
Ведущие линии реализации: Обеспечение здорового образа жизни, привнесение гарантий здоровья на основе современных медико-педагогических технологий. Обеспечение здорового образа жизни, привнесение гарантий здоровья на основе современных медико-педагогических технологий. Обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения. Обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения. Обеспечение психологического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения. Обеспечение психологического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения.
Средства реализации: Развивающее общение. Развивающее общение. Развивающая предметно- пространственная среда. Развивающая предметно- пространственная среда. Развивающие виды деятельности. Развивающие виды деятельности.
Игры ребёнка рядом со сверстниками Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Ситуации, общение Использование фольклора Элементы театрализованной деятельности Побуждение ребёнка к общению со сверстниками Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов Учёт домашних привычек Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками Гибкий режим Индивидуальный подход к ребенку Учёт и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка Контроль за физическим состоянием ребёнка Создание предметно -развивающей среды Элементы закаливающих мероприятий Организация адаптационно го периода
Проблема адаптации - это проблема родителей. Мама с ребенком приходит в детский сад в заранее запланированный день. Первая встреча с воспитателем происходит на участке детского сада во время - прогулки с детьми. Мама с ребенком приходит в детский сад в заранее запланированный день. Первая встреча с воспитателем происходит на участке детского сада во время - прогулки с детьми. Воспитатель доброжелательно встречает маму с ребенком, называя ее по имени отчеству; говорит только с мамой. Воспитатель доброжелательно встречает маму с ребенком, называя ее по имени отчеству; говорит только с мамой. Мама создает положительный образ воспитателя («Она добрая - играет с детьми» и т.п.) Мама создает положительный образ воспитателя («Она добрая - играет с детьми» и т.п.) Воспитатель говорит: «Если вам понравилось, то приходите ещё». Воспитатель говорит: «Если вам понравилось, то приходите ещё». Дома мама с другими членами семьи в присутствии ребенка рассказывает об интересной жизни в детском саду. Дома мама с другими членами семьи в присутствии ребенка рассказывает об интересной жизни в детском саду. При следующем посещении детского сада, воспитатель восхищается ребенком (как он играет, бегает и т.д.); дарит ребенку подарок (поделку, сделанную воспитателем или воспитателем совместно с детьми) При следующем посещении детского сада, воспитатель восхищается ребенком (как он играет, бегает и т.д.); дарит ребенку подарок (поделку, сделанную воспитателем или воспитателем совместно с детьми) Следующее посещение. Воспитатель приближается к ребенку: поймала его при скатывании с горки, взъерошила волосы и т.п. Мама постепенно отходит от ребенка, если ребенок чем-нибудь занят (становится напротив на расстоянии) Следующее посещение. Воспитатель приближается к ребенку: поймала его при скатывании с горки, взъерошила волосы и т.п. Мама постепенно отходит от ребенка, если ребенок чем-нибудь занят (становится напротив на расстоянии) Следующий этап. Мама с ребенком входит в помещение детского сада. Воспитатель дарит ему кабинку. Далее экскурсия по группе. Воспитатель продолжает делать подарки: дарит горшочек. При сборе на прогулку мама ребенка помогает одеться своему ребенку и другим детям. Следующий этап. Мама с ребенком входит в помещение детского сада. Воспитатель дарит ему кабинку. Далее экскурсия по группе. Воспитатель продолжает делать подарки: дарит горшочек. При сборе на прогулку мама ребенка помогает одеться своему ребенку и другим детям. На участке. Мама говорит ребенку: «Я пойду позвонить и сейчас приду». Через некоторое время возвращается к нему. И так повторяется несколько раз. Расставания с увеличением времени. На участке. Мама говорит ребенку: «Я пойду позвонить и сейчас приду». Через некоторое время возвращается к нему. И так повторяется несколько раз. Расставания с увеличением времени. Далее посещение занятий в детском саду. Мама «удивляется» навыкам детей. Далее посещение занятий в детском саду. Мама «удивляется» навыкам детей. 11.Режимный момент - питание. Мама в это время в роли младшего воспитателя - помогает всем детям 11.Режимный момент - питание. Мама в это время в роли младшего воспитателя - помогает всем детям
Иерархия потребностной структуры ребенка в период вхождения в социум (по Теплюк С.Н.) Ребенок + мама Ребенок + дети Ребенок + педагог + мама Ребенок + педагог + окружающая среда
Принципы реализации: Принципы реализации: Вариативность Вариативность Научность Научность Непрерывность и целостность. Непрерывность и целостность. Условия реализации: Детский сад – «открытая система воспитания», обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие материнства и детства в условиях семьи и детского учреждения. Пути реализации : Клуб «Молодая семья»
Педагогический прогноз: Легкая адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Качественное обновление системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста – высокий уровень культуры педагогического процесса в целом. Качественное обновление системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста – высокий уровень культуры педагогического процесса в целом.
Вместе веселее учиться и играть Вместе веселее учиться и играть
Уважаемые родители! Уважаемые родители! Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва. Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва. Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя. Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей. Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей. Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующей. В детском саду работает педагог-психолог, к кому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка. Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующей. В детском саду работает педагог-психолог, к кому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка. Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов. Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку. Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку. Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках. Детям не разрешается брать личные вещи других детей, в том числе и принесенные из дома игрушки; портить результаты труда других детей. Детям не разрешается брать личные вещи других детей, в том числе и принесенные из дома игрушки; портить результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка. Детям не разрешается «давать сдачи», так же как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
Культурно-гигиенические навыки (2 группа раннего возраста) Развивать у детей начальные навыки самостоятельности при приеме пищи: учить пользоваться ложкой, пить из чашки, садиться за стол; Развивать у детей начальные навыки самостоятельности при приеме пищи: учить пользоваться ложкой, пить из чашки, садиться за стол; Учить самостоятельно мыть руки перед едой и пользоваться полотенцем (со второго полугодия); Учить самостоятельно мыть руки перед едой и пользоваться полотенцем (со второго полугодия); Показывать, как правильно одеваться, соблюдая необходимую последовательность; Показывать, как правильно одеваться, соблюдая необходимую последовательность; Объяснять детям назначение предметов индивидуального пользования: расчески, носового платка, полотенца и т.п.; Объяснять детям назначение предметов индивидуального пользования: расчески, носового платка, полотенца и т.п.; Предупреждение вредных привычек (брать в рот пальцы, грызть ногти и пр.). Предупреждение вредных привычек (брать в рот пальцы, грызть ногти и пр.).
Основные показатели психо-физического развития детей второй группы раннего возраста (1 год 6 месяцев) (1 год 9 месяцев) (2 года) Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы); Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы); Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослого); Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослого); Входит и сходит по детской лесенке чередующимся шагом; Входит и сходит по детской лесенке чередующимся шагом; Проходит по слегка наклонной доске; Проходит по слегка наклонной доске; Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке; Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке; Бросает мяч вниз, вперед, вверх. Бросает мяч вниз, вперед, вверх. Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно: Перешагивает через небольшое препятствие на полу(брусочки, палочки); Перешагивает через небольшое препятствие на полу(брусочки, палочки); Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке; Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке; Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу; Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу; Бегает в разных направлениях; Бегает в разных направлениях; Легко влезает на диван, стул, спускается на пол. Легко влезает на диван, стул, спускается на пол. Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно: Перешагивает через несколько препятствий, чередующимся шагом; Перешагивает через несколько препятствий, чередующимся шагом; Удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу; Удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу; Поднимается и спускается по лестнице детской горки; Поднимается и спускается по лестнице детской горки; Меняет темп: ходьбу на бег; Меняет темп: ходьбу на бег; Бегает семенящим шагом; Бегает семенящим шагом; Подпрыгивает; Подпрыгивает; Удерживает мяч одной или двумя руками; Удерживает мяч одной или двумя руками; Бросает мяч в горизонтальную цель; Бросает мяч в горизонтальную цель; Ловит мяч с близкого расстояния. Ловит мяч с близкого расстояния.
Культурно-гигиенические навыки (1 младшая группа) Закреплять умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать полотенцем, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначения пользоваться чашкой, ложкой и др., салфетками; учить тщательно и бесшумно пережевывать пищу; Закреплять умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать полотенцем, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначения пользоваться чашкой, ложкой и др., салфетками; учить тщательно и бесшумно пережевывать пищу; Приучать детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи; Приучать детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи; Формировать у детей навыки самостоятельно одеваться и раздеваться; умение аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки; помогать друг другу; Формировать у детей навыки самостоятельно одеваться и раздеваться; умение аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки; помогать друг другу; Побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком, горшком. Побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком, горшком.
Основные показатели психо-физического развития детей первой младшей группы (2 года 6 месяцев) (3 года) Выполняют по показу, по словесному указанию, самостоятельно: Перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом); Перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом); Проходит по наклонной доске самостоятельно; Проходит по наклонной доске самостоятельно; Удерживает равновесие поднимаясь на носки; Удерживает равновесие поднимаясь на носки; Ходит на цыпочках; Ходит на цыпочках; Бегает, подпрыгивает, приседает; Бегает, подпрыгивает, приседает; Прыгает на двух ногах; Прыгает на двух ногах; Отбрасывает мяч одной рукой; Отбрасывает мяч одной рукой; Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками; Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками; Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы; Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы; Ловит мяч двумя руками; Ловит мяч двумя руками; Перебрасывает мяч через препятствия; Перебрасывает мяч через препятствия; Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает. Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает. Выполняют по показу, по словесному указания, самостоятельно: Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает; Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает; Качается на качелях; Качается на качелях; Скатывается на санках; Скатывается на санках; Катается на трехколесном велосипеде; Катается на трехколесном велосипеде; Учится ходить на лыжах; Учится ходить на лыжах; Не боится плавать, поддерживаемый взрослым; Не боится плавать, поддерживаемый взрослым; Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом; Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом; Быстро проходит по наклонной доске; Быстро проходит по наклонной доске; Перепрыгивает через линию на полу; Перепрыгивает через линию на полу; Прыгает в длину с места на двух ногах; Прыгает в длину с места на двух ногах; Спрыгивает с небольшой высоты; Спрыгивает с небольшой высоты; Бегает, подпрыгивает; Бегает, подпрыгивает; Бросает и ловит мяч; Бросает и ловит мяч; Подражает движением сверстников: прыгает, бросает, подлезает, кружится. Подражает движением сверстников: прыгает, бросает, подлезает, кружится.