Педсовет на тему «Одаренный ребенок. Как его учить?» Зам. директора по УВР ГОУ СОШ 255 Изгагина Е.Ю
Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах по сравнению с другими людьми.
Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
«Раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между годами» Английский ученый Г. Ревеш.
Цели и задачи работы с одаренными детьми 1)Выявление одаренных детей: Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью. Подбор материалов и проведение спец. тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми 2) Создание условий, способствующих их оптимальному развитию: Отбор методов, форм и приемов, способствующих развитию самостоятельности, инициативности и творчества. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем.
Цели и задачи работы с одаренными детьми Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена. Проявление уважения к индивидуальности ученика.
Формы работы с одаренными детьми Урочные Основная форма – урок Групповые формы работы. Семинары, лабораторные занятия, практикумы. Творческие задания, дискуссии, диалоги. Внеурочные Групповые формы работы. Творческие задания, дискуссии, диалоги. Факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, олимпиады, конкурсы. Система исследовательской работы учащихся.
Содержание учебной деятельности одаренных детей Два подхода: Изменение количественных характеристик; Изменение качественных характеристик.
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми» Американский исследователь Блум.
Содержание учебной деятельности одаренных детей Ускорение; Углубление; Обогащение; Проблематизация.
«Рабочее» определение одаренных детей К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые: 1. имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; 2. имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. испытывают радость от умственного труда.
Главное направление работы школы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей.
Принципы работы с одаренными детьми: 1.Принцип индивидуализации обучения. 2.Принцип свободы выбора учащимся дополнительных услуг, помощи, наставничества. 3.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении учебных требований. 5.Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Методы и средства обучения одаренных детей Методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Дифференциация параллелей. Перегруппировка параллелей.
Раздаточный материал Общеучебные стимуляции познавательного интереса учащихся. Приемы стимуляции познавательного интереса учащихся. Типы самостоятельной работы и соответствующих видов учебных занятий. Педагогические технологии и методики, применяемые в старшей школе. Лекционно-семинарская система обучения.
Педагогические технологии и методики, применяемые в старшей школе 1.Технология проблемного обучения. 2.Методика обучения в малых группах. 3.Технология проектного обучения. 4.Спецкурсы.
Спецкурс проводится поэтапно: 1.Диагностика уровня учебных возможностей. 2.Разработка примерных тематик исследовательских проектов. 3.Групповые консультации. 4.Спецкурс. 5.Проблемный семинар. 6.Подготовка проекта к защите. 7.Научная конференция. Защита исследовательских проектов.
Лекционно-семинарская система обучения 1.Лекция – сравнительный анализ решения проблемы. 2.Стержневая лекция. 3.Блочно-проблемная лекция. 4.Лекция с элементами поисковой беседы. 5.Учебный семинар.
1.Профессиональная готовность учителей нашей школы. 2.Условия для успешной работы с ОД в нашей школе. 3. Препятствия в развитии работы с ОД в нашей школе. 4. Результаты работы с ОД в нашей школе. 5. Организация работы с ОД в начальной школе (готовность учителей, условия, препятствия, значимость).