«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». Г.С. Альтшуллер противоречия между готовностью ребенка к школе и желанием применить полученные в ДОУ знания, использовать свой умственный потенциал, вкладывать его в познание нового, между возможностями ребенка и желанием родителей видеть в каждом ребенке будущего Архимеда ставят ДОУ перед проблемой возрастающих запросов родителей и школы.
Основной компонент готовности ребенка к школе? речевые навыки (диалогическая и монологическая речь, умение общаться, сопоставлять реальные события и сказочные, логика мышления в речевом изложении) – 83,2% Считаете ли вы, что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты: да - 57,8%, нет - 0, затрудняюсь ответить - 42,1%. Считаете ли вы, что современная сфера дошкольного образования нуждается в частичных изменениях: да - 83,2%; нет - 15,8%. Что вас больше всего привлекает в ДОУ? высокий профессиональный уровень его сотрудников - 83,2%, новые программы обучения - 10,5%.
метод крокирования метод Цицерона метод ассоциативных цепочек метод опор метод мнемотехники
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным; освоение речи приводит к развитию суждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребёнка; появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.
развитие монологической речи дошкольников; развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, восприятия, воображения; развитие у детей умения с помощью графической аналогии, понимать и рассказывать по мнемотаблице; развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; обучать детей правильному звукопроизношению, грамоте; раскрытие творческого и нравственного потенциала детей; воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям художественной литературы; содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, этического характера
центр грамотности: книжный уголок, игротека; центр науки: уголок природы, мини- лаборатория; центр математики: игротека, уголок сенсорики и мелкой моторики; центр искусства: уголки театра, изодеятельности, музыки.
Этап первый. Знакомство со схемами, таблицами и разбор того, что на них может быть изображено. Этап второй. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Дети младшего дошкольного возраста начинают учиться делать умозаключения по схемам-картинкам (мнедорожкам) о времени года, которое описано в сказке. Этап третий. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этап четвёртый. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы, мнемодорожки ребенком с помощью взрослого. Этап пятый. Каждая таблица или мнемодорожка может быть воспроизведена ребёнком по её показу ему.
Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом рисуют его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более цепкой, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу старшей группы каждому ребёнку достаточно минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.
Интегрированные занятия по развитию речи с элементами мнемотехники. Подвижные, дидактические, словесные игры. Занятия кружка «Уроки риторики». Беседы, наблюдения. Составление мнемотаблиц детьми. Разучивание песенок, пословиц, стихотворений, загадок. Изготовление игрушек, пособий. Вечера досугов, развлечений.
Модель выпускника ДОУ самостоятельность, инициативность ребёнка в речевом общении (монолог, диалог); высокая активность, проявление интереса к словотворчеству; выразительность речи; развитие основных психических процессов: логика мышления, память, внимание; развитие коммуникативных качеств личности ребёнка; развитие нравственно-этического самосознания.