ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ 23 «Золотой ключик» Т.Н.Кузнецова г.Сургут
Цель педагогической работы учебной программы - определить количественный и качественный объем учебного материала по формированию ритмической способности детей, создать систему коррекционной работы по этому разделу в условиях логопедического пункта. w Основное направление программы - развитие ритмической способности детей. w Основной формой реализации программы являются индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия.
Положения программы w Ритмическая способность развивается в процессе деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной - конструирования, рисования). w Механизм формирования ритмической способности предусматривает последовательное построение ритмических моделей различной модальности, их координацию и трансформацию за счет установления интегративных связей, включение специальных знаков и символов в процесс формирования комплексных ритмических моделей. w Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
ПРИНЦИПЫ w Принцип минимакса w Принцип психологической комфортности w Принцип вариативности w Принцип креативности w Принцип индивидуализации w Принцип гуманизации w Принцип заботы и охраны здоровья. w Принцип развития по Л.С. Выготскому w Обучение дошкольников коммуникативно- направленному языковому анализу и синтезу w В играх расширяется и углубляется: зрительная память, восприятие, увеличивается словарный запас, речевая активность. w Работа строится по концентрическому принципу
I ЭТАП Основными задачами первого этапа являются: w 1.Формирование представлений о временной и пространственной (линейной) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду. w 2.Установление интегративных связей обеспечивающих ритмические координации. w 3.Усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов.
Показателями результативности первого этапа являются: w способность удерживать ритмический ряд любой модальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции; w улучшение устойчивости и дифференциации слухового восприятия и фонематического слуха; w сформированность сенсорных эталонов цвета, величины, формы; w усвоение оптико-пространственных представлений на основе устойчивых межанализаторных связей; w развитие автоматизированных движений руки.
II ЭТАП Основными задачами второго этапа являются: w 1.Усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого медленного - умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования); w 2.Усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз); w 3.Формирование представления о ритмическом ударении.
ФОТО
Показателями результативности второго этапа являются: w сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; w произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса; w оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); w усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации).
III ЭТАП Основными задачами второго этапа являются: w 1.Усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова; w 2.Анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова; w 3.Выделение морфологических признаков слова.
ФОТО
Показателями результативности третьего этапа являются: w усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова; w оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); w усвоение способов формо- и словообразования.
НАЧАЛО ГОДА
РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧЕБНЫЙ ГОД
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ обучения w 1.Способность удерживать ритмический ряд любой модальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции; w 2.Сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; w 3.Произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса; w 4.Оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); w 5.Усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации); w 6.Усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ 23 «Золотой ключик» Т.Н.Кузнецова г. Сургут