Особенности работы с семьями учащихся в новых условиях с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе (педсовет – тренинг)
Типы семей и семейных отношений По количеству детей многодетная малодетная малодетная однодетная однодетная бездетная бездетная По характеру взаимоотношений идеальнуюсреднюю негативную или скандально-раздражительную Исследователь Буянова называет следующие типы семей: гармоничнаяраспадающаясяраспавшаясянеполная «Благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей «Благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей «Формально благополучная» – благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей. «Неблагополучная семья», где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказания детей Семьи «новых русских» - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей
Роли ребенка в семье «Кумир семьи». «Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище». «Болезненный ребенок». «Ужасный ребенок». «Мучитель». «Козел отпущения» «Путающейся под ногами»
Несколько правил, которые следует помнить во время посещений семей школьников 1. Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего,1. Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, 2. Не планировать свой визит больше чем на один час.2. Не планировать свой визит больше чем на один час. 3. Не беседовать у двери, на ходу.3. Не беседовать у двери, на ходу. 4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос. 5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Записи делать не желательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать выводы.5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Записи делать не желательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать выводы. 6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты. Надо помнить, что для ребенка ваш приход – событие. Порой он совершает прями-таки «революцию» в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь «свой»Надо помнить, что для ребенка ваш приход – событие. Порой он совершает прями-таки «революцию» в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь «свой»
Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей Равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другуРавенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу Этичность – отношения должны строится на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения.Этичность – отношения должны строится на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения. Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе чем заняты школьники и к чему они стремятся.Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе чем заняты школьники и к чему они стремятся. Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома.Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома.
Функций работы классного руководителя с семьей. 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса 2. Психолого – педагогическое просвещение. 3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми -участие во всех видах внеурочной деятельности -участие в профориентационной работе -ведение кружков, секций для учащихся -оказание спонсорской помощи 4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся -оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различным категориям учащихся -оказание психолого-педагогической в решении проблем семейного воспитания -индивидуальная работа с семьями 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, советом школы и т.д.
Уважаемые ________________ Приглашаю Вас на родительское собрание по теме ___________, которое состоится _________ в ____часов___ в ___ кабинете классный руководитель