Математические законы в стихотворениях А.С.Пушкина О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель… А.С.Пушкин
Пушкин принадлежит к вечно живущим и вечно движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение, и, как бы ни верно она поняла их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего. В.Г.Белинский
Цель: установить существование связи в произведениях А.С.Пушкина законов стихосложения с законами математики. Задачи: повторить понятия «золотое сечение», числа Фибоначчи, симметрия, законы стихосложения; проанализировать стихотворения А.С.Пушкина с точки зрения присутствия в них математических законов; оценить роль математических законов в поэтическом творчестве А.С.Пушкина
Ученые Ученые о Пушкине как о «математике» Филолог М. П. Гаспаров Математики А. Н. Колмогоров, М. А. Красноперова Литературовед В. В. Вересаев
Стопы двусложные образовали такие размеры: Хорей Рифма / звучна/я под/руга… (4-х стопный хорей в данном случае) Ямб Друзья / мо/и, прекра/сен наш / союз! (5-ый ямб) Стихотворные размеры.
Стопы трехсложные: Дактиль Славная / осень! Здо/ровый, яд/реный. Воздух ус/талые / силы бод/рит. (четырехстопный дактиль) Анапест Будь со мно/ю, как преж/де бывала. (Трехстопный анапест) Амфибрахий Как ныне / сбирает/ся вещий / Олег. (четырехстопный амфибрахий).
a x a-x Составим пропорцию в которой, отношение целого отрезка и его большей части равняется отношению большей части x и меньшей a-x Решите уравнение относительно переменной x с параметром a Если взять Рассмотрим положительный корень: Найдем величину Золотое сечение
С золотой пропорцией тесно связан ряд чисел Фибоначчи. В этом ряду каждое последующее число является суммой двух предыдущих чисел. И.Кеплер установил, что отношение рядом стоящих чисел в пределе стремится к золотой пропорции Ф. В 1202 году вышел в свет математический труд Фибоначчи «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила: «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родятся». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд чисел: 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55 и т.д. известный как ряд Фибоначчи. Ряд Фибоначчи
Цель: установить существование связи в произведениях А.С.Пушкина законов стихосложения с законами математики. Задачи: повторить понятия «золотое сечение», числа Фибоначчи, зеркальная симметрия, законы; проанализировать произведения А.С.Пушкина с точки зрения присутствия в них математических законов; оценить роль математических законов в поэтическом творчестве А.С.Пушкина
Взаимосвязь математических законов и законов стихосложения в произведениях А.С.Пушкина; Наличие золотой пропорции и чисел Фибоначчи в стихах поэта – как выражение асимметрии; Сочетание основ гармонии: симметрии и асимметрии. Выводы