Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Критерии грамотности К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) - 3б допущено не более 2-х ошибок - 2б допущены 3–4 ошибки - 1б допущено более 4-х ошибок - 0б К 8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) - 3б допущены 1–3 ошибки - 2б допущено 4–5 ошибок - 1б допущено более 5-ти ошибок - 0б
I.Определи проблему (К1 – 1б) Проблема - это тезис, основная мысль, вопрос, требующий обсуждения, противоречие между тем, как должно быть и как на самом деле Основная проблема – это та, к которой автор неоднократно возвращается или по которой отчётливо заявлена авторская позиция Если проблем несколько, подумай, какая из них волнует тебя, что ты можешь сказать по этому поводу, сумеешь ли привести аргументы, примеры
Проблема (проблематика – круг вопросов) По содержанию: Социально- политическая Культурно-бытовая Нравственно- этическая Философская Национально- историческая Литературная По значимости: Вечная Злободневная, актуальная, назревшая Острая, наболевшая Важная, основная, главная, серьёзная Сложная, спорная, неразрешимая
Часто обсуждаемые проблемы: Экология (язык, природа) Роль языка, книги Патриотизм Семья (воспитание, отношения) Нравственный выбор Гуманизм Верность долгу, слову Призвание, писательство Истинные ценности, красота
Ошибки Проблема не сформулирована Неверная, неточная формулировка (с фактическими ошибками) Подмена проблемы Расширение проблемы Использование фактического материала для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме Задание: верно ли определена проблема? Дайте свою формулировку.
Стандарты-клише Автор размышляет над проблемой… Автор данного текста обратился к… проблеме…В статье автор затрагивает (ставит, освещает, поднимает, касается, исследует, рассматривает, анализирует, выносит на обсуждение, старается привлечь внимание к …)… Сущность проблемы сводится к… Актуальность определяется тем, что… Задание: определи проблему
Текст-повествование Зачем рассказана эта история? Почему именно этот случай вспомнил автор? Что взволновало его? Над чем вы задумались? Кто главный герой (герои)? Какой поступок(-и) совершает? Какую оценку поступкам, поведению героев дает автор? Он делает это прямо? Как выражается авторское отношение? В каких предложениях?
Вступление к сочинению Определение проблемы Риторические вопросы Цитата Аналитическое (пример, рассуждения о разных подходах к проблеме и т.д.)
Слова, необходимые для конструирования вопросов (Н.М.Зверева) Почему Какова причина В чём суть Чем можно объяснить Что объединяет (различает) уничтожается (возникает, бывает) ситуации (явления) такого явления, как.. причину (истоки появления) рассматриваемые явления
Каким образом В чём заключается (проявляется) К чему приводит Должен ли человек отвечать Сумеет ли человечество понять Каким должно (должен) быть можно сделать (добиться) суть (смысл, сущность) отсутствие (невнимание к) за что-либо последствия такого явления, как… поведение (противодействие, человек)
Проверь себя! Объём предложения - Точна ли удачна формулировка? - Замени риторическими вопросами, если не можешь найти точную формулировку проблемы - Правильно ли оформлена цитата?