И. Репин. Портрет П. М. Третьякова
И. Хруцкий. Нтюрморт со свечой.
И. Левитан. Берёзовая роща
В. Васнецов. Алёнушка
И. Крамской. Христос в пустыне 1872 Пейзаж в картине поделен на две части линией горизонта: земля, каменистая, пустынная, и небо, которое символизирует мир и надежду. Величественная фигура Христа находится в центре полотна, как бы на границе этих миров. Изможденная тяжелым сорокадневным постом, Христос готов принести себя в жертву ради искупления грехов человечества. Изображение Христа на полотне далеко от традиционных канонов. Эта картина – глубокое авторское переосмысление темы Христа и христианства в живописи.
А. Саврасов. Грачи прилетели 1871 Это не только картина природы, но и «портрет» самой России. Она увидена в скромном, обычном пейзаже. Саврасову удалось передать чувство радости, охватывающее нас с началом весны.
И. Левитан. Золотая осень 1895 На картине природа красива и торжественна. Пейзаж полон жизни. Кажется, что слышен шелест берез и тихое течение реки. Сочетание желтого цвета листвы, голубого неба, синевы реки и яркой зелени озимых – все создает ощущение радости от солнечного осеннего дня, но одновременно с эим в картине звучит и легкая грусть по ушедшему лету.
Б. Кустодиев. Масленица 1919 Художником воссоздан точный колорит эпохи, портреты людей самых разных сословий: перед нами и важные купцы, и крестьяне, и мещане. Кустодиев всегда стремится передать красоту жизни, погружая зрителя в мир радости и согласия. В картине продумано все: и расположение фигур, и цвета, и жесты. Важен и пейзаж как обобщенный образ русской природы.
А. Куинджи. Днепр утром 1881 В картине создается впечатление, что солнце вот-вот взойдет. Экспериментируя с красками, Куинджи добился необыкновенного эффекта: мы будто ощущаем насыщенный влагой воздух, становимся свидетелями начала нарождающегося дня. На наших глазах пробуждается река. Она еще скрыта в утреннем тумане, когда первые лучи солнца едва коснулись земли.
К. Маковский. Дети, бегущие от грозы 1872 На картине темные тучи уже почти рядом, и дети в испуге оглядываются назад. Картина очаровывает зрителя окружающим пейзажем: шаткий мостик, неяркие полевые цветы, колосящаяся вдали рожь, грозные тучи.
И. Шишкин. Рожь
В. Васнецов. Иван-царевич на Сером волке
И. Шишкин. Корабельная роща 1898 Картина была написана незадолго до смерти художника. Она – итог долгого творческого пути мастера. Перед нами могучие сосны-великаны, освещенные яркими солнечными лучами. Сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, как малые дети, выбежавшие поиграть на опушку. Особое очарование придает картине игра света и тени.
А. Пластов. Сенокос