Бактерии : строение и жизнедеятельность Учитель биологии МБОУ Наримановского района « СОШ 2» Щеглова Е. К год
Вспомните У каких организмов тело не состоит из клеток ? На какие царства организмов делят живой мир ? Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека ? Что вам известно о бактериях ? Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях ? Подумайте
Выполните задания Кто такие бактерии ? Какая наука их изучает ? Проанализируйте текст на с. 39, текст ЭОР « Общая характеристика бактерий » collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e e4-9b f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html и дайте определение бактериям и науки, которая их изучает. collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e e4-9b f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий. Общая характеристика бактерий
Можно ли увидеть бактерии ? Есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом.
Проанализируйте ЭОР « Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий » collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm Заполните в тетрадях схему « Формы бактерий » и зарисуйте их. Общая характеристика бактерий Форма клеток
Формы бактерий Одиночные округлые – кокки ( две округлые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле – диплококки, четыре округлые бактерии в одной слизистой капсуле – тетракокки, цепочки из кокков – стрептококки, грозди кокков ( наподобие виноградной грозди ) – стафилококки ) Палочковидные – бациллы Изогнутые в виде запятой – вибрионы Спиралевидные – спириллы
Строение бактериальной клетки Жгутик Ворсинки Капсула Ядерное вещество Клеточная стенка Цитоплазма
Прокариоты и эукариоты Найдите информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулируйте определения этих понятий. Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе. Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.
Способы питания бактерий Проанализируйте текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассмотрите рисунок 34 « Цианобактерии в водоёме », изучите особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, познакомьтесь с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР « Питание бактерий ». 4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14- 01%5D_%5BAN_03%5D.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c- 4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14- 01%5D_%5BAN_03%5D.swf Проанализируйте таблицу ЭОР « Типы питания бактерий » f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_02%5D.htm 462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_02%5D.htm
Условия жизни бактерий В ЭОР « Общая характеристика бактерий » изучите условия жизни бактерий из соответствующей таблицы f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_01%5D.htm f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_01%5D.htm
Проанализируйте анимацию ЭОР ddd-3b5e bb2fd1/0024.swf ddd-3b5e bb2fd1/0024.swf Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые минут. Размножение бактерий
Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды ? Проанализируйте анимацию ЭОР « Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям » 4ddd-4de bb2fd1/0025.swf 4ddd-4de bb2fd1/0025.swf В ЭОР « Общая характеристика бактерий » найдите сведения о значении спор в жизни бактерий 40f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_01%5D.htm 40f eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07- 50%5D_%5BTI_01%5D.htm В неблагоприятных условиях бактерии способны образовывать споры, благодаря чему они длительно сохраняются ; переживают неблагоприятные условия ; распространяются.
Физкульминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.
Выполните интерактивные задания « Составление схемы строения бактериальной клетки » 4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ b ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf « Формы бактериальных клеток » 4ddd-ccea bb2fd1/0029.swf « Составление схемы « Питание цианобактерий » 4ddd bb2fd1/0046.swf Выполните контролирующее задание по двум вариантам
Рефлексивная мишень Моя деятельность Деятельность учителя Моё настроение Работа в группе
Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа. По выбору : - изучить дополнительный текст со с. 38; - либо индивидуально, либо в паре, либо группой : - выполните модель бактериальной клетки ; - подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы : « Клубеньковые бактерии », « Цианобактерии », « Молочнокислые бактерии », « Болезнетворные бактерии »; - придумайте научно - популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма ; - заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой. Домашнее задание