«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Портрет Портрет – один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения. Портрет – один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения. В литературе портрет – словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер. В литературе портрет – словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер.
Фёдор Степанович Рокотов 1735(6)-1808гг. Неизвестный художник(автопортрет?)
Фёдор Степанович Рокотов – прославленный живописец - портретист ХVIII века. Его оригинальные, исполненные обаяния творения нельзя спутать с творениями других мастеров, так как ему удалось создать свой неповторимый «рокотовский тип». Художника увлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворенность внутренней жизни человека, затаенность чувств. Фёдор Степанович Рокотов – прославленный живописец - портретист ХVIII века. Его оригинальные, исполненные обаяния творения нельзя спутать с творениями других мастеров, так как ему удалось создать свой неповторимый «рокотовский тип». Художника увлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворенность внутренней жизни человека, затаенность чувств. Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. Чистым краскам он предпочитает изысканные цветовые сочетания – золотисто–коричневые, жемчужно–серые, зеленовато–болотные, блекло– розовые. Преображающая сила света создаёт впечатление, что портретируемые погружены в лёгкую живописную дымку. Их лица смотрят на зрителя из мерцающего сумрака, а контуры фигуры словно окутаны зыбким, светящимся туманом. Чистым краскам он предпочитает изысканные цветовые сочетания – золотисто–коричневые, жемчужно–серые, зеленовато–болотные, блекло– розовые. Преображающая сила света создаёт впечатление, что портретируемые погружены в лёгкую живописную дымку. Их лица смотрят на зрителя из мерцающего сумрака, а контуры фигуры словно окутаны зыбким, светящимся туманом.
Н. Заболоцкий.Портрет. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.
Примерный план сочинения. Ф.С.Рокотов – русский портретист 18 века. История создания картины. Ф.С.Рокотов – русский портретист 18 века. История создания картины. Замысел художника и его воплощение: Замысел художника и его воплощение: а) выражение лица; а) выражение лица; б)взгляд; б)взгляд; в) поза; в) поза; г)одежда; г)одежда; д) композиция картины, ее колорит. д) композиция картины, ее колорит. Два шедевра русского искусства. Мое отношение к портрету. Два шедевра русского искусства. Мое отношение к портрету.
Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. Описание картины Портрет А.П.Струйской полон тонкого обаяния и трепетного очарования. Молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне, утонченный овал лица тонет в мягкой дымке. Влажные миндалевидные глаза светятся чистотой. Нежно-розовые губы чуть тронула таинственная полуулыбка. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, тающими, расплывчатыми. Загадочность и особая поэтичность образа создается сумеречной полумглой фона полотна, высоко взбитыми темно-пепельными волосами, ниспадающими на плечи полурасплетенной косой. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света дымчатая ткань ткань, закрепленная на плече Струйской драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
Павел Михайлович Третьяков