События в произве- дениях П.П. Бажова происходят на ураль- ской земле. Географи- ческие названия, упоминающиеся в них, имеют реальную основу. Во многих произведени- ях упоминается Полевой завод – ныне г. Полев- ской. С Красной Горкой связаны события сказа «Сочневы камешки». В сказе «Две ящерки» фигурируют г. Сысерть и посёлок Горный Щит. В сказе «Приказчиковы подошвы» упоминается мастер из Мрамора (ныне Мраморское) С Щербаковкой связаны события сказа «Травяная западёнка»
Цикл рассказов, посвящённых литейному делу, связан с пермской землёй. В частности, с посёлком Кусье- Александровский, расположенным недалеко от Чусового, и с городами Лысьва и Горнозаводск
Уральские самоцветы о волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста – Демидовскую Медницу, Гумёшки Прославил этот камень неспроста. Агат похож на зоосад: То он, как зебра, полосат, То ярче гривы львиной, То расцветёт, как хвост павлиний. Сергей Архипов, уральский поэт
Малахитовый зал(А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике "русской мозаики". Большая малахитовая ваза и мебель выполнены по рисункам О. Р. де Монферрана. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги).
Это интересно К «малахитовой эпохе» обычно относят годы XIX столетия, когда были открыты крупные месторождения малахита в Полевском и в Нижнем Тагиле. И для нас, экскурсоводов начала семидесятых, была неожиданностью встреча с уральским малахитчиком, живым героем бажовских сказов, который реально соприкоснулся с созданием малахитовой шкатулки. «Мамонька, дай поиграть тятиным подарением!» - просит в сказе Бажова Танюшка. «Больших тысяч она стоит», - пристрожит дочку Настасья. Но достанет шкатулку из нижнего сундука, «где холсты и протча про запас держат». Этот эпизод напомнил нам Василий Владимирович Шахмин, в гостях у которого нам довелось побывать. Ему шел тогда уже девяностый год. Но он помнил то, как мальчишкой не только доставал из сундука «тятину памятку», но и резал малахитовые пластины, помогая отцу в ее создании. - Помню, был у царицы Александры-то Федоровны, жены последнего царя, какой-то важный юбилей, - рассказывал Василий Владимирович. – Заказали отцу большую малахитовую шкатулку. Ее мы всей семьей и делали. Я плитки пилил, дядя Федор каркас делал, тятенька подбирал по узору, цвету и форме так, чтобы было впечатление сплошного камня. Эту шкатулку мамонька показывала всем соседям, пока не увезли ее царские прислужники. До сих пор она хранится в Эрмитаже. По нашему запросу из Государственного Эрмитажа нам прислали фото шкатулки Шахмина- старшего. Выполнена она была Владимиром Шахминым в стиле «русской мозаики». По яркому цвету и рисунку крышки создавалась иллюзия натурального природного камня. Только рассказ младшего Шахмина убедил, что узорчатые пластины тщательно подбирались, подгонялись и склеивались на мраморном каркасе. И не только крышки к альбому, о которых идет речь в сказе «Железковы покрышки», но и большая малахитовая шкатулка были заказаны мастеру Кабинетом Его Императорского Величества. (Из журнала «Уральский следопыт»)
Великий Полоз Змеёвки, его дочери Бабка Синюшка Огневушка-поскакушка Серебряное копытце Хозяйка Медной горы
Богата уральская земля. Бережёт природные богатства Хозяйка Медной горы. Часто Хозяйка появляется перед человеком в облике ящерки. От её слуг-ящериц - Хозяйка отличается короной на голове. В произведениях Бажова Малахитница изображается молодой красивой женщиной, черноволосой, зеленоглазой. «И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает». П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
Хозяйка Медной горы бережёт богатства Уральских гор, показывает их только тому, кто способен оценить красоту камня, кто никогда не будет растрачивать их попусту. Так, она помогает Степану добыть малахитовую глыбу, из которой потом делают колонны для Петербургского собора, показывает Даниле-мастеру каменный цветок, чтобы помочь ему понять всю красоту и силу камня. Хозяйка Медной горы может наказать за жадность, за жестокое отношение к другим людям. В образе Хозяйки Медной горы люди выразили свою надежду на справедливость.
Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. Сказка Сказ События происходят в фантастическом, Место действия конкретное, вымышленном мире. реальное. Рассказчик повествует о временах давних, Рассказчик либо свидетель, Уже забытых. либо участник событий. В сказке главные герои не различа- В сказе это различие ются по своему положению: и царе- очевидно. Приказчик не вич, и крестьянский сын могут быть может быть героем положительными героями. положительным, а мастер- труженик не может быть отри- цательным. В сказке волшебство - основа В сказе волшебная сила - лишь действия. Источник вдохновения мастера.