Осмысление текста по В. Солоухину. Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Аргументация суждения Игнатова Галина Ивановна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 15 г. Коломна
1.Вступление. Формулировка проблемы (проблема какая; формулировка в виде вопроса) 2.Комментирование проблемы. 3.Выявление авторской позиции. 4.Выражение собственной позиции. 5.Аргументация (не менее двух-трех аргументов). 6.Выводы, заключение. 1 Компоненты структуры текста
Проблема – это основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста. Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Какая проблема(-ы) рассматривается автором? Какую роль, по его мнению, в общественной жизни играет телевидение? Как влияет оно на традиции народа? Опасно ли это влияние? Что утверждает автор? В чем В. Солоухин видит причины потребительского отношения к искусству и снижения познавательной и творческой активности человека? Есть ли, по его мнению, выход из создавшегося положения? 2 Что такое проблема текста?
– Автор считает, что... – Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... – Автор убеждает нас в том, что... – Цель автора текста – убедить читателя в том,... – Основная мысль текста заключается в том, что... – Автор подводит читателя к мысли о том, что... 3 Способы формулирования позиции автора
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что... Аргументация может быть поддерживающей и опровергающей. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. 4 Что такое аргументация
Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Выстраивая опровергающую аргументацию, выпускник должен проявить тактичность, этическую корректность. 5 Что такое аргументация
Нельзя не согласиться с автором в том, что... С автором можно поспорить: Автор прав в том, что... однако его мысль о... вызывает сомнение. 6 Собственная позиция
Спасибо! Молодцы! Урок окончен. 7