Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. 7. Литературный аргумент. 8. Заключение.
Вступление. Вопросно - ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Критерии оценивания ответа на задание С1 БаллыI Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
В данном тексте анализируется проблема... - анализируется проблема... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - даётся – истолкование, описание, критическая оценка … - даётся – истолкование, описание, критическая оценка … - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость … - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость … - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность … - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность … - подвергается – критике, рассмотрению, анализу … - подвергается – критике, рассмотрению, анализу … - рассматривается – вопрос, пример … - рассматривается – вопрос, пример … - ( Автор ) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие ? - ( Автор ) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие ? -( Писатель ) заставляет нас задуматься о следующих проблемах : ( что такое... -( Писатель ) заставляет нас задуматься о следующих проблемах : ( что такое...
Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы : Насколько актуально то, о чем пишет автор ? - Насколько актуально то, о чем пишет автор ? - На чем заостряет внимание ? - На чем заостряет внимание ? - На каком материале автор раскрывает проблему ? - На каком материале автор раскрывает проблему ? - К каким выводам приводит читателя ? - К каким выводам приводит читателя ?
- То, о чем пишет ( Автор ), очень актуально. Так как … - ( Автор ) заостряет свое внимание на … - ( Автор раскрывает проблему на материале … - Автор поднимает ( предлагает для обсуждения ) еще одну животрепещущую проблему проблему... - Размышляя над актуальной во все времена проблемой ( актуальной особенно в наше время ), автор...
К 2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
- Сама проблема не нова в ( русской литературе, в российской публицистике ). Многие ( поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен ) пытались ответить на этот непростой вопрос. ( Автору статьи ) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения ( мысль, идея, позиция ) звучит свежо и необычно : «( Цитата )». - ( Автор ), по - моему ( по моему мнению ), делает совершенно потрясающее открытие : «( Цитата )». - Он хочет донести до сознания людей ( читателей ) мысль о том, что ( косвенная речь с частичным цитированием ). - Ответ на этот вопрос можно найти в ( предложенном тексте ; в тексте автора ) – убедительно доказывает, что … - обращает внимание на то, что … - выражает тревогу … - верно ( тонко ) замечает …
Построение текста - рассуждения. 1. Тезис. 2. Аргументация. 3. Вывод.
- Я полностью соглас ___ с автором текста. Ведь... Потому что... - По - моему... - Автор абсолютно прав, утверждая, что … - Трудно не согласиться с автором в том, что … - Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором … - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. - Позволю себе с ним ( автором ) не согласиться. - Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. 7. Литературный аргумент. 8. Заключение.
Жизненныйопыт Реальные факты из жизни Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт
Жизненный опыт ( реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы ) Жизненный опыт ( реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы ) - Мне не раз приходилось сталкиваться с... - Помню, как - то... - Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. - Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... Ссылка на авторитет Ссылка на авторитет - Известный русский писатель, выдающийся ученый и т. п. как - то заметил... - Любой историк скажет, что... - Большинство врачей, языковедов, ученых и т. п. считают, что...
Читательскийопыт Художественная литература Историческая литература Научно - популярная литература
- Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т. п.( назвать автора )... - В произведении, рассказе, басне, романе и т. п.( назвать автора ) мы тоже наблюдаем за... - Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т. п.( назвать автора )...
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.2 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.0
1. Обобщение основных мыслей автора. 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос., 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка - ответ. 6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Итак,... Итак,... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... В заключение хочется заметить, что... В заключение хочется заметить, что... И, в конце концов, следует заметить, что... И, в конце концов, следует заметить, что Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что « болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает !» Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что « болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает !»
Спасибо за внимание !